ВРемонт.su — ремонт фото видео аппаратуры, бытовой техники, обзор и анализ рынка сферы услуг


О самом главном! Система зажигания в автомобилях семейства «Самара» создана бесконтактная, а состоит она из:

Распределитель зажигания, он же трамблер:

1. Для начала давайте разберем что же входит в основной состав распределителя. Во-первых в него входит датчик холла, а во-вторых центробежный и вакуумным регулятор опережения зажигания, и многое что другое.

3. Распределитель зажигания нужен для того, что бы выполнять две основные функции:

  • Первую функцию которую он делает, так это он задаёт момент искрообразования, который осуществляется в зависимости от оборотов двигателя автомобиля.
  • Следующая его функция состоит в том, то что он в нужный момент даёт импульс высокого напряжения, проще говоря искру в цилиндры, в зависимости от порядка их работы.

Примечание! Распределитель зажигания подаёт искру в цилиндр при помощи бегунка, который установлен в самом распределителе, и надет он там на валик распределителя!

Свечи зажигания:

1. Для многих уже известно зачем присутствуют свечи зажигания в автомобиле, но все же давайте разберём по подробнее.

2. Свечи зажигания нужны каждому бензиновому автомобилю, а их работа заключается в том, что с их помощью частички топлива в цилиндрах своевременно сгорают, за счет того что свеча даёт в нужный момент искру, а от чего же поступает искра на эту свечу? Да всё от той же катушки зажигания, с чьей помощью двигатель у автомобиля и работает.

3. Свечи в автомобилях семейства «Самара», используются по типу «А17ДВР» а так же «А17ДВРМ», и «А17ДВРМ1». Есть и другие зарубежные аналоги, но это по сути самые распространённые свечи которые используются в этих автомобилях.

4. Иногда приходит момент когда свечи зажигания так скажем своё отживают, и поэтому их необходимо переодически в 30.000 км. заменять на новые. Если вам всё же придётся их заменить, то в таком случае для вас мы подготовили статью, в которой вы найдёте подробную инструкцию по их замене. (см. Замене свечей)

Катушка зажигания:

1. Катушка как принято её называть в народе, выполняет функция преобразования тока низкого напряжения, в ток высокого напряжения, ниже всё это мы разберём подробно.

2. Сперва поймите раз и навсегда, то что катушка зажигания это по сути некий элемент, который работает за счет аккумуляторной батареи, и еще нескольких факторов. Принцип работы катушки заключается в следующем:

  • Сперва ток на катушку подаётся от аккумуляторной батареи.
  • После того как катушка приняла ток, она его преобразовывает в ток высокого напряжения, напряжение которого доходит порядка до 25.000 — 35.000 вольт.
  • Затем после преобразования тока высокого напряжения, она направляет этот ток к свечам зажигания, через высоковольтные провода.
  • А после того как свечи получили ток, далее они его уже используют для того, что бы выдать искру когда поршень будет подходить к верхней мертвой точке (ВМТ).

Коммутатор:

1. Он представляет из себя некий модуль небольших размеров, за счет которого осуществляется:

  • Стабилизация тока, то есть проще говоря коммутатор не даёт току упасть менее «6 Вольт», а так же он препятствует преобразованию тока свыше «18 Вольт». Благодаря этим действиям провода у бесконтактной системы зажигания подгорают гораздо реже.
  • А так же он создаёт импульсы тока в катушке зажигания.
  • Еще он защищает детали от перегрева и перегрузок, благодаря чему они прослужат более долгую жизнь.
  • И ко всему этому коммутатор обесточивает зажигание в автомобиле, в тот момент когда вы глушите двигателя автомобиля.

2. На автомобили семейства «Самара», устанавливаются коммутаторы типа «3620.3734», а так же «76.3734», еще подлежат установки коммутаторы типа «RT1903», и «PZE4022».

3. При выходе коммутатора из строя, он не подлежит ремонту. Если вы начали замечать то что коммутатор приходит в негодность, его рекомендуется заменять на новый.

4. Запрещается отсоединять колодку проводов которая подсоединена к коммутатор, при включенном зажигании у автомобиля, потому что это его может повредить, а так же возможно произойдет повреждение еще и других деталей системы зажигания.

Выключатель зажигания:

1. Выключатель представляет из себя замок, который вы все уже видели в каждом автомобиле. Благодаря этому выключателю, вы можете включать и отключать приборы системы зажигания.

2. В состав выключателя входит индивидуально подобранным ключ, при помощи которого мы можем проворачивать этот выключатель. А в корпусе выключателя установлен неподвижный диск с клемами и контактами, а к этому диску подсоединены провода которые идут от катушки зажигания.

3. Когда ключ извлечен из замка, в последующим происходит размыкание всёх контактов. А когда ключ вставлен в личинку и после чего повернут, в таком случае происходит замыкание всех контактов, в связи с чем зажигание в автомобиле и включается.

Провода низкого и высокого напряжения:

Провода высокого напряжения:

1. Высоковольтные провода служат для передачи тока высокого напряжения, от самой катушки зажигания и на каждую свечу цилиндров.

2. В автомобилях семейства «Самара» установлены высоковольтные провода, с распределённым сопротивлением в 2550±270 Ом/м.

3. Ни в коем случае не пробуйте заводить автомобиль, с разорванной высоковольтной цепью напряжения, то есть проще говоря: Двигатель у автомобиля не нужно заводить при снятых проводах высокого напряжения, а так же при снятой крышки распределителя зажигания. Такие действия могут привести к выходу из строя элементов системы зажигания, а так же к пробою изоляции, поэтому будьте осторожны.

4. А так же не рекомендуется браться руками, как либо прикасаться к проводам высокого напряжения, когда двигатель у автомобиля будет находится в рабочем состоянии, потому что это может привести к электротравме.

Примечание! При проверки высоковольтных проводов на наличие искры, рекомендуется отсоединять провода на заглушенном двигателе, а в случае заведения двигателя провода должны быть закреплены на расстоянии 5-10 мм, от массы автомобиля, а так же эти провода не должны находится у вас в руках, даже в том случае если их вы удерживаете при помощи инструмента!

Провода низкого напряжения:

1. Каждый человек с такими проводами встречался в своей жизни, они чаще всего бывают небольшой толщины, и имеют очень гибкую форму, в отличие от проводов высокого напряжения.

2. А так же чаще всего провода низкого напряжения имею комбинированную расцветку, то есть они бывают как красные, так и синие, и имеют множество других цветов.

3. Яркий пример куда подсоединяются провода низкого напряжения, служит всё та же самая катушка зажигания, потому что если на неё внимательно посмотреть, то на боковой её части можно будет увидеть два провода один из которого «красного», а другой «синего» цвета. (см. фото выше)

Это интересно: Как снять ручку стеклоподъемника Рено Логан

Неисправности катушки зажигания

Наиболее распространенными неисправности являются:

  1. Межвитковое замыкание первичной и вторичной обмотками;
  2. Обрыв в цепи 1 – й или 2 – й обмоток;
  3. Пробой изоляции второй обмотки на корпус катушки.

Основные признаки неисправности катушки зажигания:

  1. На крышке наблюдаются следы подтекания масла;
  2. Трещины и скоры на крышке;
  3. Не правильные показатели омметра (читайте дальше).

При выявлении данный проблем катушку зажигания следует заменить.

Схема зажигания Ваз 2109

Схему зажигания Ваз 2109 должен знать каждый его владелец. Не зная этой схему, Вы не сможете завести автомобиль в случае проблем с зажиганием. Тем более, что схем эта элементарно простая. На Ваз 2109 установлена бесконтактная система зажигания. Состоит он из следующих узлов: коммутатор, катушка зажигания, трамблер, датчик Холла, высоковольтные провода и свечи. Задача системы зажигания — своевременная, циклическая подача искры в цилиндры двигателя. Рассмотрим подробно как работает схема заж

Схема зажигания Ваз 2109

игания Ваз 2109: подача питания на систему зажигания осуществляется через реле. Пока ключ не будет в положении зажигания, реле не включится и не подаст питание на схему. Как только ключ повернут система зажигания запитывается. Питание +12В с аккумулятора подается на контакт Б катушки зажигания, 4-й контакт коммутатора. Датчик Холла запитывает сам коммутатор. Обратите внимание, что реле зажигания питается через монтажный блок, и если будет плохой контакт в разъемах Ш1,Ш8 или по какой-то причине окиснет или сгорит дорожка, система зажигания не будет запитана и Ваз 2109 не будет заводиться. Чтобы искра начала формироваться необходимо провернуть коленчатый вал двигателя. Вместе с ним провернется и распределительный вал и датчик Холла подаст импульс на коммутатор. Коммутатор в свою очередь соединит контакт К катушки зажигания с массой, в результате чего на центральном проводе появится искра. Когда бегунок трамблера соединит центральный провод и провод ведущий на конкретный цилиндр двигателя искра проскочит на свече, воспламеняя горючую смесь. Двигатель заведется. Когда необходимо заглушить двигатель, водитель с помощью поворота ключа в замке зажигания выключает реле, которое в свою очередь разбирает питание системы. Коммутатор, катушка зажигани становятся обесточены и перестают работать. Наиболее частые неисправности системы зажигания Ваз 2109: 1) Выход из строя коммутатора. 2) Выход из строя датчика Холла. 3) Плохой контакт бегунка в трамблере. 4) Отсутствие питания системы зажигания Ваз 2109. На Главную.

Искровые свечи зажигания

В системе зажигания ВАЗ-2109 используются свечи зажигания А17ДВР, А17ДВРМ где:

Нельзя недооценивать важность свечей в общей схеме работы системы зажигания автомобиля.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Подробно о свечах зажигания, как заменить на автомобиле Skoda

Не зря многие водители по привычки, которая осталась еще с прошлых времен, возят с собой запасной комплект свечей. Может это и лишнее, так как современные свечи вполне надежны, но любую привычку побороть не так уж просто, даже такую.

Что возить с собой в багажнике читайте тут…

Во время работы свеча зажигания переносит огромные диапазоны нагрузок, которые выражены в большом температурном режиме эксплуатации, механических, электрических и химических воздействиях.

К примеру, в камере сгорания рабочий температурный режим может варьировать от 60 до 2800 градусов, давление до 10 Мпа, напряжение до 30 кВ, не говоря уже про постоянное химическое воздействие на свечу продуктами сгорания.

В процессе эксплуатации свечи на всех ее участках образуется нагар, который приводит к потере тока, так же зазор между контактами в свече зажигания на каждые 1000 км пробега может увеличиваться от 0,012 до 0,016 мм и более.

По свече зажигания можно просто диагностировать состояние двигателя, но как правило, обращаем мы внимание на свечи только тогда, когда в работе двигателя начинаются сбои или, когда пришло время планового ТО.

Двигатель в нормальном состоянии если:

  1. Отсутствие мокроты на резьбе;
  2. Тонкий нагар копоти на темном ободке;
  3. Все электроды имеют светло-серый, светло-коричневый, белесого или светло-желтого цвета.

Признаки появления проблем с двигателем:

  1. На резьбе остатки масла или бензина;
  2. На ободке рыхлый нагар черного цвета с наличием пятен;
  3. Все электроды темно-коричневые с наличием пятен;
  4. Свеча мокрая с темным нагаром;
  5. Темный ободок с внешней части свечи (если свеча стоит не герметично).

Применение в системе зажигания ВАЗ 2109 только свечей зажигания марок А17ДВР, А17ДВРМ не является панацеей, конечно же существуют альтернативные варианты, но правильно подбирать свечи для своего авто нужно уметь правильно, а для этого Вам следует ознакомится с такими понятиями:

  1. Что такое горячие и холодные свечи и на каких двигателях они применяются;
  2. Что такое калильное число;
  3. Что такое степень сжатия и ряд других показателей.

Поэтому если Вы не разбираетесь в этих вопросах, то перед тем, как заменить свечи зажигания, рекомендованные заводом изготовителем, на другие обратитесь за рекомендациями к специалистам.

Лада 2109 › Бортжурнал › Двухконтурное зажигание на ваз 2109

Несколько раз мучался зимой с запуском движки.Даже не в морозы а в 0 градусов приходишь заводить а машина молчит.выкручиваешь свечи сырые и аккумулятор в итоге сел!С хорошим аккумом заводится нормально.Как оказалось в итоге у меня стояла катушка от контактного зажигания Б-117 от классики.Сразу поменял на катушку от БСЗ.И машина стала заводиться и ехать гораздо лучше но на этом я не остановился и решил сделать Двухконтурное зажигание с 2-мя датчиками холла,2-мя коммутаторами и 2-мя катушками от волги змз-406

Для начала я стал собирать трамблёр т.к это самая основная и тонкая деталь системы. Взял за основу трамблёр от ОКИ, можно и обычный девятошный.Просто он у меня был от окушки лежал в гараже.Разобрал его полностью и приступил к монтажу 2-го датчика холла прямо на штатную площадку по углом 90 гр.Разметил примерно положение 2-го датчика. На площадке имеются риски примерного положения середины датчика:

просверлил и нарезал метчиком резьбу для болтиков:

Потом аккуратно подрезал полотном по металлу сами датчики холла чтобы они не мешали друг другу.Примерно так это выглядит:

далее доработал вал, заменил грузики опережения угла зажигания на девятошные.Они меньше и легче чем у оки, на фото показаны окушинские грузики!И соответственно пружинки тоже заменил.Шторка осталась штатная окушенская я её не трогал.если делать из девятошного вала то шторку надо тоже доработать отпилив две противоположные.чтобы была как на фото:

на этом с валом всё!Далее из самого корпуса трамблёра выпилил небольшой кусочек для крепления вилки 2-го датчика холла, просверлил отверстие и нарезал резьбу для болтика

Далее всё это дело собрал.Вот что получилось:

Примечание:при сборке оказалось что площадка на которую крепятся датчики холла от «Оки» больше чем от «2109» и крепить датчик оказалось проще так что ещё один+, Сами датчики желательно покупать одинаковые в одном магазине из одной партии тк они немного отличаются!на этом с трамблёром пока всё!

Далее прикупил остальные необходимые детали это: 2-е катушки от волги змз-406, жгут проводов для БСЗ 2108,коммутатор «Астро» тк такой же у меня уже стоял

Подключал проводку по схеме:

Примечание:подключая по схеме 1 тахометр будет показывать в два раза меньше оборотов.Если же вы хотите сделать тахометр нормальный то есть ещё схема 2, там надо будет впаять 2-а диода КД213А.но я этого делать не стал и сделал по схеме 1. И ещё не пытайтесь подключать провода без диодов по схеме 2 тем самым вы параллелите обе катушки и получается что искрят все 4-е свечи одновременно при срабатывании обоих датчиков холла!Испытанно самим лично)

Для катушек сделал металлическое крепление, но получилось неочень:

И теперь о самом главном:чтобы система работала хорошо надо настроить синхронность датчиков холла чтобы искра на всех цилиндрах была с одинаковым опережением.Для этого надо сделать противоположную метку на маховике это будет ВМТ 2-го цилиндра.Нужно отсчитать от штатной метки 64 зуба по венцу.И с помощью стробоскопа совмещать обе метки с 1-го и 2-го цилиндра, двигая 2-й датчик холла вверх вниз или обоими датчиками по направлению белых стрелок.для этого я рассверлил отверстия тонким сверлом в датчиках чтобы двигать.

Схема системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Схема бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Элементы системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

  1. Аккумуляторная батарея.

Обеспечивает подачу электрического тока при запуске двигателя.

Обеспечивает подачу электрического тока при работе двигателя автомобиля. В частности запитывает систему зажигания.

  1. Монтажный блок предохранителей и реле.

Служит для коммутации проводов низкого напряжения, в частности системы зажигания.

  1. Катушка зажигания.

Выдает ток высокого напряжения на распределитель зажигания.

Выдает импульс для искрообразования (размыкая цепь питания первичной обмотки катушки зажигания) в том или ином цилиндре по сигналу с датчика Холла.

Формирует управляющий импульс (снижая напряжение) для коммутатора, сигнализирующий о необходимости искрообразования в том или ином цилиндре двигателя.

  1. Распределитель зажигания (трамблер) с вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.

Служит для формирования управляющего импульса на коммутатор (датчик Холла), распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания («бегунок»), коррекции угла опережения зажигания в соответствии с режимом работы двигателя (центробежный и вакуумный регуляторы).

  1. Высоковольтные провода (бронепровода).

Служат для передачи тока высокого напряжения от катушки зажигания на крышку трамблера и далее к свечам зажигания.

  1. Замок зажигания.

Служит для замыкания цепи системы зажигания. Через него поступает электрический ток в систему зажигания.

  1. Реле зажигания.

Это интересно: Какие поршневые кольца брать на Мазду Премаси

Служит для разгрузки контактов выключателя зажигания (замка) и подачи напряжения на катушку и коммутатор.

  1. Свечи зажигания.

Служат для образования искры в цилиндрах двигателя.

Примечания и дополнения

Еще статьи по системе зажигания

Электросхемы проводки

2108 с низкой панелью приборов с монтажным блоком типа 17.3722

1 – блок-фара; 2 – моторедуктор очистителя фары*; 3 – выключатель подкапотной лампы; 4 – звуковой сигнал; 5 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 6 – датчик включения электродвигателя вентилятора; 7 – генератор; 8 – электромагнитный клапан включения омыва фар*; 9 – электромагнитный клапан включения омывателя заднего стекла* (на ВАЗ-21099 не устанавливается); 10 – электромагнитный клапан включения омывателя ветрового стекла; 11 – электродвигатель омывателя стекол; 12 – датчик контрольной лампы давления масла; 13 – электромагнитный клапан карбюратора; 14 – концевой выключатель карбюратора; 15 – свечи зажигания; 16 – штепсельная розетка для переносной лампы; 17 – подкапотная лампа; 18 – датчик-распределитель зажигания; 19 – блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 20 – моторедуктор очистителя ветрового стекла; 21 – коммутатор; 22 – катушка зажигания; 23 – стартер; 24 – датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра**; 25 – колодка диагностики**; 26 – реле включения стартера; 27 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 28 – выключатель света заднего хода; 29 – аккумуляторная батарея; 30 – датчик уровня тормозной жидкости; 31 – монтажный блок; 32 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 33 – выключатель стоп-сигнала; 34 – лампа освещения вещевого ящика; 35 – электродвигатель вентилятора отопителя; 36 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 37 – переключатель вентилятора отопителя; 38 – лампа подсветки рычагов отопителя; 39 – прикуриватель; 40 – выключатель обогрева заднего стекла; 41 – выключатель заднего противотуманного света; 42 – предохранитель цепи противотуманного света; 43 – выключатель аварийной сигнализации; 44 – выключатель наружного освещения; 45 – реле зажигания; 46 – выключатель зажигания; 47 – подрулевой переключатель; 48 – выключатель освещения приборов; 49 – боковой указатель поворота; 50 – выключатель плафона на стойке передней двери; 51 – выключатель плафона на стойке задней двери (на ВАЗ-2108 и ВАЗ-21083 – не устанавливались); 52 – плафон; 53 – колодки для подключения к плафону индивидуального освещения салона; 54 – выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 55 – контрольная лампа указателей поворота; 56 – контрольная лампа наружного освещения; 57 – контрольная лампа заднего противотуманного света; 58 – резервная контрольная лампа; 59 – контрольная лампа дальнего света фар; 60 – контрольная лампа обогрева заднего стекла; 61 – спидометр VAZ 2108; 62 – комбинация приборов; 63 – лампы освещения комбинации приборов; 64 – указатель температуры охлаждающей жидкости; 65 – вольтметр; 66 – указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва; 67 – эконометр; 68 – лампа табло «STOP»; 69 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 70 – контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора; 71 – контрольная лампа аварийной сигнализации; 72 – контрольная лампа уровня тормозной жидкости; 73 – контрольная лампа стояночного тормоза; 74 – контрольная лампа давления масла; 75 – задний фонарь; 76 – датчик указателя уровня и резерва топлива; 77 – колодки для подключения к элементу обогрева заднего стекла; 78 – фонари освещения номерного знака; 79 – моторедуктор очистителя заднего стекла* (на ВАЗ-21099 не устанавливались)

* Устанавливались на части выпускаемых автомобилей. ** С 1995 г. не устанавливаются

2108 с высокой панелью приборов с монтажным блоком типа 17.3722

1 – блок-фара; 2 – моторедуктор очистителя фары; 3 – противотуманная фара; 4 – звуковой сигнал; 5 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 6 – выключатель подкапотной лампы; 7 – датчик включения электродвигателя вентилятора; 8 – наконечники проводов, подключаемые к датчику 7 в случае установки монтажного блока типа 17.3722; 9 – разъемы для подключения к датчикам износа колодок передних тормозов; 10 – датчик уровня омывающей жидкости; 11 – электромагнитный клапан включения омывателя фар; 12 – электромагнитный клапан включения омывателя заднего стекла (на ВАЗ-21099 не устанавливался); 13 – электромагнитный клапан включения омывателя ветрового стекла; 14 – электродвигатель омывателя стекол; 15 – датчик уровня масла; 16 – генератор; 17 – датчик контрольной лампы давления масла; 18 – концевой выключатель карбюратора; 19 – свечи зажигания; 20 – электромагнитный клапан карбюратора; 21 – подкапотная лампа; 22 – датчик-распределитель зажигания; 23 – блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 24 – моторедуктор очистителя ветрового стекла; 25 – катушка зажигания; 26 – стартер; 27 – коммутатор; 28 – реле включения стартера; 29 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 30 – датчик уровня тормозной жидкости; 31 – выключатель света заднего хода; 32 – аккумуляторная батарея; 33 – реле включения противотуманных фар; 34 – датчик уровня охлаждающей жидкости; 35 – монтажный блок; 36 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 37 – выключатель стоп-сигнала; 38 – блок управления блокировкой замков дверей; 39 – прикуриватель; 40 – лампа освещения вещевого ящика; 41 – электродвигатель вентилятора отопителя; 42 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 43 – переключатель вентилятора отопителя; 44 – лампа подсветки рычагов отопителя; 45 – моторедукторы электростеклоподъемников передних дверей; 46 – моторедукторы блокировки замков передних дверей; 47 – моторедукторы блокировки замков задних дверей; 48 – выключатель очистителей фар; 49 – выключатель электростеклоподъемника правой передней двери; 50 – выключатель зажигания; 51 – выключатель электростеклоподъемника левой передней двери; 52 – реле зажигания VAZ 2108; 53 – колодки для подключения к элементам обогрева передних сидений; 54 – выключатель обогрева правого переднего сиденья; 55 – выключатель обогрева левого переднего сиденья; 56 – реле включения обогрева передних сидений; 57 – предохранитель цепи обогрева передних сидений; 58 – выключатель освещения приборов; 59 – подрулевой переключатель; 60 – контрольная лампа включения обогрева заднего стекла; 61 – выключатель обогрева заднего стекла; 62 – контрольная лампа включения противотуманных фар; 63 – выключатель противотуманных фар; 64 – контрольная лампа включения заднего противотуманного света; 65 – выключатель заднего противотуманного света; 66 – боковой указатель поворота; 67 – выключатель плафона на стойке задней двери (на ВАЗ-21083 – не устанавливаются); 68 – выключатель плафона на стойке передней двери; 69 – плафон индивидуального освещения салона; 70 – плафон; 71 – выключатель наружного освещения; 72 – комбинация приборов; 73 – выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора*; 74 – выключатель аварийной сигнализации; 75 – контрольная лампа включения аварийной сигнализации; 76 – колодка для подключения к маршрутному компьютеру; 77 – задний фонарь; 78 – колодка для подключения к элементу обогрева заднего стекла; 79 – моторедуктор очистителя заднего стекла (на ВАЗ-21099 не устанавливается); 80 – колодки для подключения к дополнительному стоп-сигналу; 81 – фонари освещения номерного знака; 82 – датчик указателя уровня и резерва топлива

* Не устанавливается на автомобилях, оснащенных карбюратором с полуавтоматическим пусковым устройством.

2108 с высокой панелью приборов с монтажным блоком типа 2114-3722010

1 – блок-фара; 2 – моторедуктор очистителя фары; 3 – противотуманная фара; 4 – звуковой сигнал; 5 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 6 – выключатель подкапотной лампы; 7 – датчик включения электродвигателя вентилятора; 8 – наконечники проводов, подключаемые к датчику 7 в случае установки монтажного блока типа 17.3722; 9 – разъемы для подключения к датчикам износа колодок передних тормозов; 10 – датчик уровня омывающей жидкости; 11 – электромагнитный клапан включения омывателя фар; 12 – электромагнитный клапан включения омывателя заднего стекла (на ВАЗ-21099 не устанавливался); 13 – электромагнитный клапан включения омывателя ветрового стекла; 14 – электродвигатель омывателя стекол; 15 – датчик уровня масла; 16 – генератор; 17 – датчик контрольной лампы давления масла; 18 – концевой выключатель карбюратора; 19 – свечи зажигания; 20 – электромагнитный клапан карбюратора; 21 – подкапотная лампа; 22 – датчик-распределитель зажигания; 23 – блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 24 – моторедуктор очистителя ветрового стекла; 25 – катушка зажигания; 26 – стартер; 27 – коммутатор; 28 – реле включения стартера; 29 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 30 – датчик уровня тормозной жидкости; 31 – выключатель света заднего хода; 32 – аккумуляторная батарея; 33 – реле включения противотуманных фар; 34 – датчик уровня охлаждающей жидкости; 35 – монтажный блок; 36 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 37 – выключатель стоп-сигнала; 38 – блок управления блокировкой замков дверей; 39 – прикуриватель; 40 – лампа освещения вещевого ящика; 41 – электродвигатель вентилятора отопителя; 42 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 43 – переключатель вентилятора отопителя; 44 – лампа подсветки рычагов отопителя; 45 – моторедукторы электростеклоподъемников передних дверей; 46 – моторедукторы блокировки замков передних дверей; 47 – моторедукторы блокировки замков задних дверей; 48 – выключатель очистителей фар; 49 – выключатель электростеклоподъемника правой передней двери; 50 – выключатель зажигания; 51 – выключатель электростеклоподъемника левой передней двери; 52 – реле зажигания; 53 – колодки для подключения к элементам обогрева передних сидений; 54 – выключатель обогрева правого переднего сиденья; 55 – выключатель обогрева левого переднего сиденья; 56 – реле включения обогрева передних сидений; 57 – предохранитель цепи обогрева передних сидений; 58 – выключатель освещения приборов; 59 – подрулевой переключатель VAZ 2108; 60 – контрольная лампа включения обогрева заднего стекла; 61 – выключатель обогрева заднего стекла; 62 – контрольная лампа включения противотуманных фар; 63 – выключатель противотуманных фар; 64 – контрольная лампа включения заднего противотуманного света; 65 – выключатель заднего противотуманного света; 66 – боковой указатель поворота; 67 – выключатель плафона на стойке задней двери (на ВАЗ-21083 – не устанавливаются); 68 – выключатель плафона на стойке передней двери; 69 – плафон индивидуального освещения салона; 70 – плафон; 71 – выключатель наружного освещения; 72 – комбинация приборов; 73 – выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора*; 74 – выключатель аварийной сигнализации; 75 – контрольная лампа включения аварийной сигнализации; 76 – колодка для подключения к маршрутному компьютеру; 77 – задний фонарь; 78 – колодка для подключения к элементу обогрева заднего стекла; 79 – моторедуктор очистителя заднего стекла (на ВАЗ-21099 не устанавливается); 80 – колодки для подключения к дополнительному стоп-сигналу; 81 – фонари освещения номерного знака; 82 – датчик указателя уровня и резерва топлива

Полезное: Схема ВАЗ 2110

* Не устанавливается на автомобилях, оснащенных карбюратором с полуавтоматическим пусковым устройством.

Особенности работы разных систем зажигания

Зажигание на ВАЗ 2109 необходимо для воспламенения воздушно-топливной смеси при запуске двигателя. Если зажигание работает некорректно, то двигатель будет заводиться и работать с перебоями, а его мощность при старте и разгоне заметно снизится. Кроме того, будет заметно увеличен расход топлива. Из этого вывод — за правильной работой системы зажигания следует постоянно следить.

Сразу стоит упомянуть о различиях в конструкции зажигания «девяток» с разным типом подачи топлива. СЗ у них похожа, но отличаются они элементами распределения электрического заряда.

  1. В «девятках», оснащенных карбюратором, стоит катушка и распределитель.
  2. Для систем с инжектором установлен модуль распределения зажигания из нескольких катушек и электронного контроллера.

Второе отличие — настройка работы системы. В автомобилях с инжектором она не требуется, а в ВАЗах с карбюратором приходится проводить ее вручную.

В девятках применяют два типа системы зажигания:

  • контактный;
  • бесконтактный с транзисторами.

Первый устанавливается в карбюраторных «девятках», а второй в инжекторных. Благодаря использованию бесконтактного типа зажигания у системы есть преимущества:

  1. Работа с датчиком Холла, что позволяет сделать работу системы более стабильной и повысить ее общий КПД.
  2. Отсутствие контакта с рабочими органами и элементами системы — повышает эксплуатационный ресурс элементов, делает уход за компонентами схемы более простым.
  3. Отличное распределение искры между свечами.
  4. Выработка мощной искры, что не допускает сбоев в работе систем.
  5. Экономия топлива.
  6. Работа даже при низком заряде АКБ.

Со временем контактный тип СЗ практически перестал использоваться, поэтому далее будем делать упор на бесконтактный аналог.

Виды СЗ

Система зажигания служит для воспламенения в необходимый момент топливовоздушной смеси, находящейся в цилиндрах двигателя.

Применяемые СЗ можно разделить на три основных типа:

  • Контактные;
  • Бесконтактные;
  • Контактно-транзисторные.

Первый и третий тип особого интереса для нас не представляют, поскольку на ВАЗ 2109 используется бесконтактная или бесконтактно-транзисторная система.

Применять такие схемы начали еще в середине 80-х годов прошлого века. С течением времени инженерам удалось повысить эффективность, работоспособность и надежность.

В БСЗ вместо прерывателя начали использовать бесконтактные датчики, которые позволяют за мгновение определить частоту вращения коленчатого вала и угол его положения.

Принцип действия

Принцип действия системы зажигания, установленной на ВАЗ 2109, выглядит следующим образом:

  • Датчик положения коленвала выполняет свои основные задачи, посылает сигнал на контроллеры;
  • Контроллер обрабатывает полученную информацию и проводит расчет последовательности включения в работу катушек зажигания;
  • Катушка создает две искры — воспламеняющую и холостую.

Метод холостой искры подразумевает создание искр одновременно в двух свечах зажигания. Одна воспламеняющая, а вторая холостая, поскольку бьет в такт выпуска отработанных газов на другой свечке. Таким образом, цилиндры, где одновременно образуются искры, создают пары — 1 и 4 цилиндры и 2 и 3 цилиндры.

Основные преимущества

Используемая система зажигания для девяток отличается неплохими показателями надежности, хотя вырабатывает энергию до 50 кДж, а напряжение пробоя порой может достигать отметки 30 кВ и больше. БСЗ ценят за высокий КПД.

Можно выделить несколько главных преимуществ, которыми характеризуются бесконтактные системы зажигания.

Преимущества Особенности
СЗ работает с датчиком Холла Из-за этого на параметры энергии искры не влияют напряжение в электросети, частота работы двигателя. Это обусловлено тем, что период времени концентрации энергии в катушке зажигания всегда неизменный. Так обеспечивается высокий КПД схемы
Отсутствует механическое взаимодействие между контактами Это способствует отсутствию загрязненности, обгорания контактов, потому чистить их не приходится
Не нужно регулировать положение контактов Это объясняется просто — их нет в СЗ ВАЗ 2109
Минимальные механические взаимодействия деталей Такой фактор способствует отсутствию вибраций ротора, резонанса, неравномерного распределения искры по свечам зажигания
Энергия в свечи постоянно повышенная Она может достигать 50 Дж, что позволяет избегать сбоев при воспламенении топливовоздушной смеси в цилиндрах. Особенно хорошо это видно при разгоне автомобиля
Экономичность и экологичность Применение новой СЗ позволило улучшить экономию топлива примерно на 5 процентов, а также на 20 процентов снизить количество выбросов СО
Стабильный запуск холодного двигателя Даже если АКБ разрядится до 6В, запустить мотор все равно можно будет без проблем. Этим БСЗ существенно отличается от других систем зажигания, которые не могут похвастаться такой стабильностью.

Используемая на ВАЗ 2109 система зажигания включает в себя следующие компоненты:

  • Коммутатор;
  • Свечи;
  • Датчик распределителя;
  • Катушки зажигания;
  • Выключатель;
  • Блокирующее устройство. Оно не позволяет включаться стартеру до тех пор, пока полностью не выключится зажигание;
  • Запорно-противоугонное устройство;
  • Датчик Холла;
  • Валик датчика-распределителя, который располагается горизонтально и получает вращательный момент от распределительного вала;
  • Система самопроизвольного отключения зажигания, которая срабатывает через 2-8 секунд;
  • Система выравнивания коммутируемого тока, которая требуется при изменении напряжения в сети в пределах 6-18В;
  • Встроенная в коммутатор система, которая регулирует время накопления энергии в катушке, ограничивает силу тока при небольшой частоте работы мотора.

Система зажигания работает с напряжением до 26 кВольт, искровой заряд имеет длительность 1,6-2,0 миллисекунд, а выделяемая за это время энергия составляет 35-50 МДж.

Обслуживание

Если не следить за состоянием системы и упускать из виду наличие неисправностей, нарушений в работе, это может привести к определенным последствиям. А именно:

  • Снижение надежности работы СЗ, появление сбоев;
  • Снижение технических характеристик двигателя, таких как динамика разгона, максимальная скорость;
  • Резкое увеличение количества потребляемого топлива;
  • Поломка элементов СЗ или всей системы.

Прежде чем самостоятельно проводить техническое обслуживание СЗ, примите во внимание несколько важных рекомендаций.

  1. Не прикасайтесь руками к катушке зажигания при работающем двигателе. Это касается проводов, коммутатора и прочих компонентов.
  2. Не проверяйте СЗ на работоспособность методом «на искру», поскольку это может привести к травмам и дорогостоящему ремонту всего автомобиля;
  3. Ни в коем случае не заводите двигатель искровым зазором между центральной клеммой датчика-распределителя и высоковольтником.

Техобслуживание

Обслуживание данной системы включает в себя следующие операции:

  • Зачистка свечей от образовавшегося нагара или замена элементов;
  • Проверка проводов на предмет изоляции, качества контактов и крепления;
  • Контроль момента зажигания, установка момента;
  • Очистка крышки ротора и датчика распределителя при образовании загрязнений;
  • Зачистка пластины ротора, электродов боковых клемм СЗ;
  • Проверка качества фиксации на посадочных местах всех элементов системы;
  • Проверка креплений проводов.

Система зажигания на отечественном автомобиле ВАЗ 2109 устроена достаточно сложно, хотя принцип ее работы даже у новичков не вызывает серьезных сложностей.

Профилактика, ремонт СЗ подразумевает работы с электрической составляющей автомобиля, потому обязательно соблюдайте все установленные правила безопасности, опирайтесь на рекомендации, указанные в руководстве по эксплуатации авто.

Как работает схема?

Бесконтактная система зажигания ВАЗ 2109 имеет довольно простой принцип работы, основанный на последовательном включении различных элементов в конструкцию. Электронные компоненты схемы регулируют образование и подачу искры к рабочим органам. Все это работает по следующему принципу:

  1. Вращение стартера приводит в движение распредвал, который, в свою очередь, запускает трамблер.
  2. В трамблере размещен датчик Холла, возле которого находится устройство с отверстием. Оно служит для создания сигнала под воздействием магнитного поля.
  3. Электрический сигнал от трамблера переходит на коммутатор.
  4. Из коммутатора энергия поступает на катушку из двух обмоток. Происходит многократное увеличение заряда, после чего тот поступает на распределитель зажигания.
  5. Ток распределяется по свечам, происходит воспламенение воздушно-топливной смеси.

Для правильного распределения искры происходит следующее:

  1. Датчик, размещенный возле коленвала, передает сигнал на устройства контроля системы.
  2. Контроллеры, в свою очередь, обрабатывают полученную информацию, и создают порядок подачи тока от катушек к свечам.
  3. Катушки создают искры — одну для поджигания воздушно-топливной смеси, вторую — холостую.

Вернуться к оглавлению

Параметры схемы, ее компоненты

Схема системы зажигания состоит из:

  • свечей;
  • коммутатора;
  • трамблера;
  • реле зажигания ВАЗ 2109;
  • катушек;
  • выключателя;
  • устройства блокировки (не позволяет запустить повторный цикл, пока предыдущий не окончен);
  • противоугонного механизма;
  • датчика Холла;
  • механизма датчика-распределителя (получает вращение от распредвала);
  • устройства автоматического отключения схемы, срабатывает в течение 8 секунд;
  • выпрямителя тока;
  • системы регулировки количества энергии в коммутаторе.

Что называют модулем зажигания? Модуль зажигания на ВАЗ — это катушка, коммутаторы, ЭБУ, заключенные в один пластиковый корпус. Где находится этот модуль? Откройте капот авто, отыщите высоковольтные провода — на одном из концов проводников размещены свечи, а на другом — модуль.

Некорректная работа этого устройства приводит к невозможности запустить двигатель либо к его ухудшенной работе. Модуль зажигания ВАЗ 2109 инжектор выполняет работу по созданию искры и ее правильному распределению, он имеет вакуумный регулятор опережения зажигания, поэтому настраивать его не нужно, в отличие от схемы в «девятках» с карбюратором.

Инструкция по выставлению

Вариантов регулировки зажигания на восьмерочном двигателе несколько, все они подробно изложены в этой статье. Но сейчас мы бы хотели рассказать о том, как выставить зажигание на ВАЗ и как проверить выставленный угол с помощью специального устройства. А именно, речь идет о модуле аварийного зажигания.

Итак, установка зажигания осуществляется следующим образом:

  1. В первую очередь, с коммутатора следует демонтировать разъем.
  2. После этого аварийное зажигание необходимо установить в разъем, ключ при этом нужно провернуть, но стартер вращать не следует.
  3. Далее, открывается капот, вам необходимо совместить метку коленчатого вала с риской распределительного вала. Используйте сервисную книжку и следует рекомендациям, отмеченным в ней.
  4. На аварийном зажигании имеется диод Д, с его помощью выставляется необходимый угол, в частности, в тот момент, когда лампочка загорится. Угол устанавливается путем вращения распредвала, при этом бегунок на крышке трамблера необходимо направить в сторону первого цилиндра.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Настройка СЗ

Если у вас ВАЗ 2109 карбюратор, вам время от времени придется настраивать систему зажигания. Процедура эта не самая простая, она требует выполнения четких указаний. Порядок работы следующий:

  1. Берем руководство по своей «девятке» в руки, выставляем зазоры контактов в соответствии с рекомендованными значениями. Обычно это 0,45 мм.
  2. Угол опережения зажигания выставляется при помощи специального оборудования, этот момент упускаем.
  3. Подключаем высоковольтные провода, начинаем регулировку момента посередине хода.
  4. Устанавливаем свечу в первый цилиндр, включаем зажигание.
  5. Крутим шкив против часовой стрелки на 45°.
  6. Подключаем массу на свечу, поворачиваем шкив постепенно уже по направлению часовой стрелки до момента появления искры между электродами.
  7. Смотрим на метки крышки и шкива. Они должны быть на одном уровне.
  8. Чтобы метки совпадали, поворачиваем трамблер в нужную сторону.
  9. Если отметки не будут совпадать, зажигание будет либо опаздывать, либо включаться преждевременно, что недопустимо.
  10. Вращаем шкив и трамблер, пока не получим необходимый результат, после чего трамблер понадобится затянуть, а потом повернуть коленчатый вал на два оборота.
  11. Проверьте результат: если все работает нормально, заканчиваем регулировку.
  12. Нужно прогреть мотор, затем проехаться на скорости 40-50 км/ч, перейти на четвертую передачу и резко газануть. Если есть стук — зажигание сработало преждевременно, регулируем по новой.

В СТО мастера также могут провести настройку, поэтому если у вас не выходит ее выполнить самостоятельно, обратитесь туда.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: