Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что самой популярной моделью автоВАЗа является семейство переднеприводных автомобилей. И многие владельцы стремятся изменить ВАЗ 2109 своими силами, внося различные улучшения, затрагивающие штатную проводку.
Но все ли они оправданы? Об этом и пойдет речь в данной статье.
Переднеприводный ВАЗ 2109 – лидер по числу удачных тюнинг-экспериментов
Сегодня можно встретить несколько модификаций автомобиля, у которых схема проводки на ваз 2109 имеет существенные отличия.
В частности, автомобиль оснащается:
- Карбюраторным силовым агрегатом;
- Инжекторным силовым агрегатом.
Обобщенная схема электропроводки ваз 2109 с карбюраторным типом
Помимо желания что-то изменить или улучшить, владельцы ранних моделей данного автомобиля сталкиваются с необходимостью замены мотора в связи с выработкой последним своего ресурса.
Описание кнопок приборной панели ВАЗ 2110
Ну и сразу перейдем к описанию кнопок на приборной панели ВАЗ 2110.
Панель приборов автомобиля ВАЗ 2110 – на стрелках отмечены кнопки расположенные на ней
Как видно из скриншота на панели приборов ВАЗ 2110 расположены всего 4 кнопки – давайте перейдем к их описанию.
- Кнопка включения/ выключения передних противотуманных фонарей.
- Включение/выключение наружнего освещения.
- Обогрев заднего стекла
- Кнопка включения/ выключения задних противотуманных фонарей.
Кроме кнопок находящихся на приборной панели, есть и другие, которые находятся под печкой, рядом с магнитолой в салоне. Давайте узнаем их функции:
Панель приборов ВАЗ 2110 – описание кнопок рядом с печкой
Многие владельцы ВАЗ 2110 задаются вопросом – а зачем нужны эти самые 4 кнопки, которые находятся на приборной панели под печкой. Ответ покажется вам довольно банальным:
Данные кнопки на самом деле не играют ни какой функции, я думаю инженеры, работающие над десяткой, хотели добавить в автомобиль электрические стеклоподъемники, но по каким то причинам забыли этого сделать.
Ладно, это была шутка! На самом, деле эти кнопки отвечают за следующие:
- Включение/выключение рециркуляции
- Кнопка установки дополнительного оборудования (например стеклоподъемников)
- Включение/выключение аварийной световой сигнализации
- Кнопка установки дополнительного оборудования (например стеклоподъемников)
Описание индикаторов и ламп на панели приборов ВАЗ 2110
Ну, что же, посмеялись, теперь перейдем к основному: описание индикаторов и ламп на панели приборов ВАЗ 2110.
Описание индикаторов панели приборов ВА3 2110
- Индикатор наличия масла в топливе
- Индикатор включение ручного тормоза
- Индикатор автоматической зарядки аккумуляторной батареи
- Индикатор исправности работы двигателя
- Дополнительный индикатор исправности работы двигателя
- Включение левого поворота
- Включение правого поворота
- Индикатор дальнего света фар
- Индикатор уровня тормозной жидкости
- Индикатор наличия топлива
- Индикатор контрольной лампы включения габаритов
Все выше описанные индикаторы (кроме индикаторов поворота и включения дальнего света фар) несут предупреждающий характер. В случае если они загораются, то в системе автомобиля возникла проблема.
Что нельзя изменять в электросхеме
В ряд электронных компонентов и систем автомобиля запрещено вносить какие-либо изменения.
В частности, запрещается изменять или вносить изменения:
- В головной свет – изменять форму блок-фары или устанавливать ее от других автомобилей;
- В фонари освещения заднего номерного знака – изменять яркость свечения, менять цвет, направленность и т.п.;
- В звуковые приборы – устанавливать звуковые спецсигналы аварийных служб и т.п.
Информационные индикаторы панели приборов ВАЗ 2110
Все информационные индикаторы системы автомобиля ВАЗ 2110 обозначаются стрелками вот они на фото:
Информационные индикаторы приборной панели Ваз 2110
- Наличие и температура охлаждающей жидкости
- Тахометр(показывает количество оборотов двигателя, незабываем умножать на 100)
- Спидометр (показывает скорость движения автомобиля. Здесь умножать ничего не надо.
- Данный дисплей показывает общий/дневной пробег автомобиля.
- Индикатор наличия масла в двигателе.
Как видите панель приборов ВАЗ 2110 не такая и сложная для изучения. Но очень часто возникают ситуации когда на приборной панели появляются ошибки. Давайте сейчас рассмотрим эти ошибки более подробно.
Ошибки отображаемые на приборной панели ВАЗ 2110 и способы их устранения.
Для примера я возьму скриншот с индикаторами приборной панели, который я уже показывал в рамках данной статьи.
Ошибки и способы их устранения отображаемые на приборной панели ВАЗ 2110
- В случае если загорается индикатор наличия масла в топливе, рекомендуем вам его проверить. Для этого откройте капот автомобиля и посмотрите на шуп. Если он в по уровню масле, то скорее всего отошла фишка, в самой панели приборов.
- У вас загорелся индикатор стояночного тормоза (ручного), скорее всего проблема в обрыве тросика.
- Индикатор подзарядки аккумуляторной батареи показывает вам ошибки связанные с генератором. В случае если он загорелся рекомендую проверить вам ремень генератора (на обрыв). В общем данный значок на панели приборов показывает неисправность цепи электрической системы автомобиля.
- Неисправность двигателя (Check Engine), говорит вам о нестабильной работе двигателя.
- Дополнительный индикатор исправности работы двигателя
- Включение левого поворота – информационный индикатор
- Включение правого поворота– информационный индикатор
- Индикатор дальнего света фар– информационный индикатор
- Данный индикатор показывает наличие уровня тормозной жидкости. В случае возникновения неисправности проверьте наличие ТЖ в вашем автомобиле.
- Данный индикатор показывает наличие топлива. В случае если он загорелся в баке у вас осталось примерно 5 литров бензина. Рекомендую вам заправится.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
|
Рис. 1–4. Органы управления |
Расположение органов управления показано на .
1 – сопло обдува стекла передней двери.
2 – боковые сопла системы вентиляции и отопления салона.
3 – крышка вещевого ящика. Для доступа к вещевому ящику нажмите по направлению стрелки ручку замка.
4 – часы.
5 – блок индикации бортовой системы контроля.
6 – крышка гнезда магнитолы.
7 – прикуриватель. Для использования нажмите на патрон до фиксированного положения. Примерно через 20 с. патрон автоматически возвращается в исходное положение, готовый к применению.
8 – передняя пепельница.
9 – облицовка тоннеля пола.
10 – блоки управления.
11 – рычаг стояночного тормоза. Перемещением рычага вверх приводятся в действие колодки тормозов задних колес. Для возвращения рычага в исходное положение нажмите кнопку на торце рукоятки рычага. В случае крайней необходимости стояночный тормоз можно применить во время движения для притормаживания автомобиля либо использовать его одновременно с рабочими тормозами.
12 – рычаг переключения передач. На рукоятке рычага нанесена схема переключения передач.
13 – педаль акселератора.
14 – патрон подключения переносной лампы.
15 – педаль тормоза.
16 – педаль сцепления.
17 – выключатель зажигания.
18 – рукоятка регулировки наклона рулевой колонки. Для установки рулевой колонки в удобное для управления положение отпустите рукоятку вниз и после выбора оптимального наклона верните рукоятку в крайнее верхнее (исходное) положение.
19 – ручка привода замка капота.
20 – выключатель звукового сигнала.
21 – крышка монтажного блока.
22 – выключатель привода замка багажника (двери задка). Устанавливается на часть выпускаемых автомобилей. Для открытия крышки багажника (двери задка) нажмите на кнопку.
23 – кнопка замка монтажного блока.
24 – гидрокорректор фар. Устройство, позволяющее корректировать угол наклона пучка света фар в зависимости от загрузки автомобиля таким образом, чтобы не ослеплялись водители встречного транспорта.
25 – рычаг переключателя указателей поворота и света фар.
26 – переключатель наружного освещения. При нажатии на клавишу до первого фиксированного положения включаются габаритные огни и фонари освещения заднего номерного знака, а до второго – дополнительно ставятся под напряжение цепи фар.
27 – выключатель передних противотуманных фар. Устанавливается на автомобиле, укомплектованном противотуманными фарами, включение и выключение которых осуществляется нажатием на клавишу.
28 – контрольная лампа включения противотуманных фар загорается при включении противотуманных фар.
29 – комбинация приборов.
30 – контрольная лампа включения заднего противотуманного света загорается при включении задних противотуманных огней.
31 – выключатель заднего противотуманного света. Лампы противотуманного света в задних фонарях включаются нажатием на клавишу в условиях ограниченной видимости и выключаются при повторном нажатии.
32 – контрольная лампа обогрева заднего стекла загорается при включении обогрева заднего стекла.
33 – выключатель обогрева заднего стекла. Включение и выключение обогрева стекла производится последовательным нажатием на клавишу.
34 – регулятор освещения приборов. Вращением рукоятки регулируется яркость освещения приборов и подсветка символов.
35 – датчик–сигнализатор иммобилизатора. Устанавливается на автомобиле с системой впрыска топлива, оснащенном электронной противоугонной системой, и предназначен для передачи секретного кода от рабочего кодового ключа через блок иммобилизатора на контроллер управления двигателем.
36 – рычаг переключателя очистителей и омывателей стекол.
37 – центральные сопла системы вентиляции и отопления салона.
38 – выключатель рециркуляции.
39 – выключатель кондиционера.
40 – рычаг управления заслонками системы отопления. На части выпускаемых автомобилей перемещение рычага осуществляется в горизонтальной плоскости.
41 – контроллер системы автоматического управления отоплением.
42 – выключатель аварийной сигнализации. При нажатии на кнопку включается мигающий свет всех указателей поворота и контрольной лампы в комбинации приборов. Повторным нажатием – аварийная сигнализация отключается.
43 – выключатель очистителей и омывателей фар. Устанавливается на автомобиле, если он укомплектован очистителями и омывателем фар. Фароомыв и фароочистка включаются нажатием на кнопку при включенном свете фар.
44 – сопло обдува ветрового стекла.
Комбинация приборов
|
Рис. 1–5. Комбинация приборов |
Комбинация приборов, устанавливаемая на автомобиль, показана на рисунке .
1 – контрольная лампа включения стояночного тормоза загорается красным светом при включении стояночного тормоза.
2 – контрольная лампа недостаточного давления масла загорается красным светом, если давление в системе смазки двигателя недостаточное.
3 – резервная контрольная лампа.
4 – контрольная лампа включения габаритного света загорается зеленым светом при включении наружного освещения.
5 – указатель температуры охлаждающей жидкости. При переходе стрелки в красную зону шкалы проверьте работу электровентилятора системы охлаждения и термостата.
6 – тахометр. Желтая зона шкалы обозначает режим работы двигателя с высокой частотой вращения коленчатого вала, красная зона – опасные для двигателя режимы.
7 – контрольная лампа включения указателей поворота по левому борту загорается зеленым мигающим светом при включении левого поворота.
8 – контрольная лампа включения указателей поворота по правому борту загорается зеленым мигающим светом при включении правого поворота.
9 – спидометр.
10 – суммирующий счетчик пройденного пути.
11 – контрольная лампа резерва топлива загорается оранжевым светом, если в топливном баке осталось 4–6,5 л бензина.
12 – указатель уровня топлива.
13 – контрольная лампа включения дальнего света загорается синим светом при включении дальнего света фар.
14 – контрольная лампа включения аварийной сигнализации.
15 – контрольная лампа сигнализации аварийного состояния рабочей тормозной системы загорается красным светом при понижении уровня жидкости в бачке гидропривода тормозов ниже метки «MIN».
16 – кнопка установки на ноль суточного счетчика пройденного пути. Показания счетчика сбрасываются нажатием на кнопку.
17 – суточный счетчик пройденного пути.
18 – контрольная лампа «CHECK ENGINE» (проверьте двигатель). Подключается на автомобилях с системой впрыска топлива. Кратковременное загорание лампы оранжевым цветом при включении зажигания свидетельствует о самотестировании системы. Во всех других случаях загорание лампы постоянным светом или в мигающем режиме указывает на возникновение неисправности в системе, устранение которой необходимо проводить только на предприятиях технического обслуживания.
19 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи загорается красным светом при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя. Яркое загорание лампы или ее свечение в полнакала при работающем двигателе указывает на слабое натяжение (обрыв) ремня привода генератора или на неисправность в цепи заряда, а возможно самого генератора.
На часть выпускаемых автомобилей устанавливается комбинация приборов с цифровым жидкокристаллическим индикатором пробега, верхняя строчка которого показывает общий пробег, а нижняя – суточный.
Часы
|
Рис. 1–6. Часы: 1 – световой индикатор;
2 – кнопка установки на ноль показаний минут; 3 – кнопка установки минут; 4 – кнопка установки часов; 5 – окно фоторезистора; 6 – кварцевые часы; 7 – рукоятка подвода стрелок |
На автомобилях базовой комплектации устанавливаются кварцевые часы . Для установки нового значения времени оттяните рукоятку 7 и вращайте ее по часовой стрелке. Если рукоятка расположена на поле циферблата, то для установки стрелок рукоятку следует нажать.
На часть выпускаемых автомобилей устанавливаются электронные часы, в которых установка времени осуществляется последовательным нажатием на кнопки 3 и 4. Обнуление показаний минут с целью привязки к радиосигналам точного времени производится нажатием на кнопку 2. Окно фоторезистора 5 в зависимости от освещенности автоматически устанавливает яркость светового индикатора 1.
Маршрутный компьютер
|
Рис. 1–7. Маршрутный компьютер |
Маршрутный компьютер, показанный на рисунке , устанавливается на автомобилях вместо часов и предназначен для индикации следующих параметров движения: времени с начала поездки, расхода топлива, средней скорости движения, прогноза пробега на остатке топлива, а также температуры воздуха вне автомобиля. Кроме того, в компьютер заложены дополнительные функции: часы и будильник.
Маршрутный компьютер имеет цифровой дисплей 7 и шесть кнопок управления, функциональные возможности которых описаны ниже.
1 – кнопка выбора группы функций «время». Последовательным нажатием на кнопку цифровой дисплей поочередно высвечивает:
– текущее время;
– будильник (если он установлен Вами заранее);
– общее время поездки.
2 – кнопка выбора группы функций «топливо». Последовательным нажатием на кнопку цифровой дисплей поочередно высвечивает:
– мгновенный расход топлива в л/100 км (или л/ч);
– средний расход топлива в л/100 км (или л/ч);
– суммарный расход топлива в литрах.
3 – кнопка выбора группы функций «путь». Последовательным нажатием на кнопку цифровой дисплей поочередно высвечивает:
– среднюю скорость поездки в км/ч;
– пробег на остатке топлива в км (при остатке топлива на 50 км пробега раздается звуковой сигнал);
– температуру вне автомобиля в оС.
4 – кнопка сброса показаний. При нажатии на кнопку перед поездкой происходит сброс (обнуление) накопленных значений пути, времени, расхода.
5 – кнопка выбора. Одиночное нажатие на кнопку после вывода на дисплей функции, которую необходимо откорректировать, переводит маршрутный компьютер в режим «установка» и осуществляет выбор устанавливаемого разряда. При двойном нажатии на кнопку в течение 1 сек происходит включение/выключение сигнализации этой функции и выход из режима коррекции.
6 – кнопка коррекции. Осуществляет изменение значения в установленном разряде. При одиночном нажатии на кнопку значение увеличивается на единицу, при ее удержании более 1 сек увеличение происходит в мигающем режиме. При двойном нажатии на кнопку в течении 1 сек с последующим удержанием происходит уменьшение в мигающем режиме значения в установленном разряде.
Блок индикации бортовой системы контроля
|
Рис. 1–8. Блок индикации бортовой системы контроля |
Блок индикации бортовой системы контроля () информирует о состоянии узлов и систем автомобиля посредством сигнализаторов.
1 – сигнализатор недостаточного уровня масла в картере двигателя загорается оранжевым светом при понижении уровня масла в картере двигателя ниже метки «MIN» указателя. Перед доливкой масла проверьте, не произошла ли утечка масла из-за потери герметичности системы смазки.
2 – сигнализатор незакрытой левой передней двери загорается красным светом при незакрытой левой передней двери.
3 – сигнализатор незакрытой правой передней двери загорается красным светом при незакрытой правой передней двери.
4 – сигнализатор неисправности ламп стоп–сигнала и габаритных огней загорается оранжевым светом, если неисправна одна из ламп стоп–сигнала или габаритных огней.
5 – сигнализатор износа накладок колодок передних тормозов загорается оранжевым светом, если толщина накладок уменьшилась до 1,5 мм.
6 – сигнализатор незастегнутых ремней безопасности загорается красным светом при непристегнутых ремнях безопасности водителем.
7 – сигнализатор незакрытой правой задней двери загорается красным светом при незакрытой правой задней двери.
8 – сигнализатор незакрытой левой задней двери загорается красным светом при незакрытой левой задней двери.
9 – сигнализатор недостаточного уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке загорается оранжевым светом при понижении уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе ниже допустимого предела. Перед доливкой жидкости в расширительный бачок проверьте герметичность системы охлаждения.
10 – сигнализатор недостаточного уровня омывающей жидкости в бачке загорается оранжевым светом, если в бачке осталось менее 1 л омывающей жидкости.
Блок может находиться в следующих режимах:
– выключен;
– режим ожидания;
– предвыездной контроль сигнализаторов;
– контроль параметров.
Блок находится в режиме «Выключен», если ключ не вставлен в выключатель зажигания. В положении 0 («Выключено») ключа в выключателе зажигания блок переходит в «Режим ожидания». Если при этом будет открыта дверь водителя, возникнет неисправность «Забытый ключ в выключателе зажигания» и звуковой сигнализатор блока в течение 5–10 с будет подавать прерывистый сигнал. Сигнал можно прервать или закрыв дверь, или вынув ключ, или повернув ключ в выключателе зажигания в положение I («Зажигание»). В положении I ключа в выключателе зажигания блок переходит в режим «Предвыездной контроль сигнализаторов», при котором для проверки их исправности на 2–6 с включаются все световые и звуковой сигнализаторы, а затем через паузу в 1 с блок переходит в режим «Контроль параметров» и при наличии неисправности производит сигнализацию по следующему алгоритму:
– световой сигнализатор того параметра, который вышел за пределы нормы, начинает мигать в течение 5–10 с, после чего переходит в режим постоянного свечения до устранения неисправности или возвращения ключа в выключателе зажигания в положение 0 («Выключено»);
– одновременно со световым сигнализатором на 5–10 с включается звуковой сигнализатор;
– если при этом возникнет другая неисправность, то звуковая сигнализация и световая в режиме мигания начинают работать для последней неисправности, как более приоритетной, а световой сигнализатор предыдущей неисправности переходит в режим постоянного свечения.
Блоки управления
|
Рис. 1–9. Блоки управления |
Блоками управления наружными зеркалами, электростеклоподъемниками и обогревом передних сидений (см. ) комплектуется часть выпускаемых автомобилей.
1 – сигнализаторы положения рычажка. Сигнализатор загорается оранжевым светом при переводе рычажка 2 вправо (положение «R») или влево (положение «L»).
2 – рычажок выбора. В крайних положениях рычажка ставится под напряжение электропривод правого или левого наружного зеркала.
3 – клавиша управления приводом зеркал. Последовательным нажатием на клавишу в направлении стрелок отрегулируйте наружные зеркала в удобное для вас положение.
4 – переключатель стеклоподъемника правой передней двери. Нажатием на верхнее или нижнее плечо клавиши можно опустить или поднять стекло на нужную величину. В среднем положении клавиши электропривод стеклоподъемника выключен. Клавиша подсвечивается, если включено наружное освещение.
5 – переключатель стеклоподъемника левой передней двери.
6 – переключатель стеклоподъемника правой задней двери.
7 – переключатель стеклоподъемника левой задней двери.
8 – сигнализаторы включения обогрева передних сидений загораются оранжевым светом при включении обогрева передних сидений.
9 – выключатель обогрева правого переднего сиденья. Обогрев сиденья включается нажатием на верхнее плечо клавиши. Терморегулятор в автоматическом режиме поддерживает температуру элементов обогрева спинки и подушки сиденья в интервале 25–31 С.
Нажатием на нижнее плечо клавиши или при выключении зажигания обогрев отключается.
Клавиша подсвечивается, если включено наружное освещение.
10 – выключатель обогрева левого переднего сиденья.
Органы управления вентиляцией и отоплением салона
|
Рис. 1–10. Органы управления вентиляцией и отоплением салона: 1 – сопла обдува стекла передней двери; 2 – боковые сопла системы вентиляции; 3 – рычаг привода лопаток бокового сопла; 4 – рычаг привода заслонки бокового сопла; 5 – контрольная лампа включения обогрева заднего стекла; 6 – выключатель обогрева заднего стекла; 7 – центральное сопло системы вентиляции; 8 – рычаг привода заслонки центрального сопла; 9 – рычаг привода лопаток центрального сопла; 10 – выключатель рециркуляции; 11 – рычаг управления заслонками; 12 – контроллер климатической установки; 13 – верхние сопла системы вентиляции; 14 – нижние сопла системы вентиляции; 15 – сопла обдува зоны ног задних пассажиров; 16 – указатель положения ручки управления электровентилятором; 17 – ручка управления электровентилятором; 18 – ручка задатчика температуры;19 – указатель устанавливаемой температуры; 20 – выключатель кондиционера |
Автомобиль может комплектоваться отопительной или климатической установкой. В обоих случаях контроллер 12 () автоматически поддерживает заданную температуру воздуха в салоне. Для получения комфортного микроклимата ручкой 18 задатчика температуры по шкале 19 установите желаемую температуру, а ручкой 17 управления вентилятором по шкале 16 – количество подаваемого воздуха.
Рекомендуемые положения ручек в режиме отопления – «22» и «А». В положении «А» увеличенная скорость вентилятора при прогреве салона автоматически снижается при достижении заданной температуры. В крайних положениях задатчика температуры, обозначенных синей и красной кружками, обеспечивается подача соответственно холодного или горячего воздуха.
Перемещением рычага 11 управления заслонками можно направлять поток воздуха на ветровое стекло через сопло 13 и на стекла передних дверей через сопла 1, в сопла 7 и 2 панели приборов или через сопла 14 и 15 в нижнюю часть салона в зоны ног водителя и пассажиров. Центральные сопла 7 и боковые сопла 2 на панели приборов имеют рычаги 8 и 4 управления заслонками, перемещением которых можно увеличивать или уменьшать количество поступающего воздуха вплоть до полного их закрытия. Рычагами 3 и 9 можно менять направление потока воздуха.
Для размораживания ветрового стекла направьте на него максимальный поток воздуха и после прогрева салона установите ручку управления вентилятором в положение «А».
Обогрев заднего стекла при его запотевании или обмерзании включайте клавишей 6.
При комплектации автомобиля климатической установкой, если температура воздуха в салоне высокая, при работающем двигателе и закрытых окнах выключателем 20 включите кондиционер. В режиме охлаждения рекомендуемые положения ручек контроллера – «22» и «2». Для ускорения охлаждения салона и повышения эффективности работы кондиционера выключателем 10 включите рециркуляцию воздуха.
|
Рис. 1–11. Замок люка: 1 – фиксатор; 2 – ручка кривошипа; 3 – разъединители |
Для дополнительной вентиляции салона на автомобилях с люком крыши поворотом ручки 2 () откройте люк до первого фиксированного положения. Чтобы перевести люк во второе или третье фиксированное положение, а также закрыть его, нажмите на зеленую кнопку фиксатора 1 и ручкой 2 переведите люк в соответствующее положение.
Люк можно использовать для эвакуации водителя и пассажиров в случае дорожно–транспортного происшествия, для чего откройте люк до любого фиксированного положения, нажмите на красные клавиши разъединителей 3 и откиньте люк.