Регулировка подшипников ступиц колес – безопасность в ваших руках

Признаки и причины неисправности ступичных подшипников

Не зависимо от расположения шарикоподшипников, передние или задние ступичные подшипники по диагностике не отличаются ни способами проверки, ни характерными признаками неисправностей, типу привода колеса.

Таблица неисправностей ступичных подшипников

N п/п Признаки неисправности Причины неисправности
Передние Задние
1 Появление постороннего шума (низкочастотный гул) в салоне автомобиля. недостаток смазки или неправильный выбор, большой срок эксплуатации, не квалифицированная замена, экстремальная езда, состояние наших дорог, удары о выбоины.
2 При езде чувствуется вибрация руля или тормозной педали. Вибрация только тормозной педали. Возможен износ наконечника рулевой тяги, износ подшипника ступицы или тормозного диска.
3 Появление подтеков смазки на защитном колпачке или сальнике. Избыток смазки, разрушение сальника.
4 Чрезмерный нагрев ступицы Недостаточная смазка, не соблюдение момента затяжки ступичной гайки. Возможно разгерметизация уплотнений.
5 Скрежет и стук при вращении вывешенных колес. Возможно износ шаровой опоры, тормозных дисков, деталей подвески автомобиля. Необходимо диагностирование.
6 При изменении скорости или вхождении в поворот меняется характер шума. Износ ступичных подшипников. Могут изменяться другие неприятные шумы: дребезжание выхлопной трубы, раздаточный механизм коробки, шум покрышек.
7 Осевой люфт вывешенного колеса Выходит из строя ШРУС или ступичные подшипники, недостаточное крепление колесных болтов или ступичной гайки.
8 Горит сигнальная лампочка АБС. Неисправен датчик, возможно магнитное кольцо повернуто другой стороной, вероятно число зубцов кольца абс не соответствует оригинальному числу для данной модели автомобиля.
9 Потеря управляемости, автомобиль ведет в сторону. Возможно неравномерно накачаны шины, нарушена регулировка развала схождения колес, несоосная запрессовка ступицы на полуось. Ведет вправо – проблема правое колесо, влево – наоборот. Проверять надо передние колеса.

Важно знать:

Если не нашли источник нездорового шума – обратитесь к опытным водителям или к механикам СТО. Профессиональная диагностика окажется не лишней.

Назначение и характеристики подшипника полуоси ВАЗ 2107

Подшипник полуоси ВАЗ 2107 обеспечивает равномерное вращение колёсного диска и распределяет ударные нагрузки, поступающие от колеса на полуось. Отечественные предприятия выпускают его под каталожными номерами 2101–2403080 и 180306. Заграничные аналоги имеют номер 6306 2RS.


Подшипник полуоси обеспечивает равномерное вращение колёсного диска и распределяет нагрузки, поступающие от колеса на полуось

Таблица: основные технические характеристики подшипника полуоси ВАЗ 2107

Наименование позиции Показатели
Тип Шариковый, однорядный
Направление нагрузок Радиальное, двухстороннее
Диаметр наружный, мм 72
Диаметр внутренний, мм 30
Ширина, мм 19
Грузоподъёмность динамическая, Н 28100
Грузоподъёмность статическая, Н 14600
Вес, г 350

Как проверить ступичный подшипник на ходу

Во время движения автомобиля, если появился посторонний шум в салоне, он становится раздражителем слуха для водителя. Найти источник шума порой сложно, потому что издавать звук могут многие узлы и детали машины. Попробуйте разогнать автомобиль. Некоторые шины на высокой скорости могут создавать гул, и тем самым дезинформировать водителя.

Видео проверки на ходу:

Узнать с какой стороны неисправность можно способом маневрирования:

  1. Поверните влево, нагрузка на левую ось уменьшится, если звук исчез или ослаб – значит проблема с левой стороны.
  2. Поверните вправо нагрузка на левую сторону увеличится, появится гул, значит предположение, что неисправность с левой стороны – верно.
  3. Попробуйте изменять скорость и чередование поворотов влево и вправо.
  4. Прислушайтесь, как будут изменяться частота и тон звука. Он может снижаться, повышаться, а иногда исчезать вовсе.

Разогните на ровной дороге автомобиль, сбросьте газ, двигайтесь по инерции. Пусть пассажир прислушается откуда идет гул. Проверьте свои предположения. Сделайте диагностику на вывешенных колесах автомобиля, используя домкрат.

Видео 1: «С какой стороны гудит»

Видео 2: «С какой стороны гудит»

Как проверить передний подшипник ступицы на стоячей машине

Выполнить диагностику ступичных узлов можно так же при стоящем на месте автомобиле. Для этого выполните следующие действия:

  1. Загоните машину в гараж или установите на ровную поверхность.
  2. Подставьте под задние колёса противооткатные упоры.
  3. Приподнимите домкратом левую или правую сторону.
  4. Проверьте люфт колес, покачивая в осевом направлении. Поломка будет выявлена при наличие ощутимого люфта.
  5. Если по люфту не удалось определить неисправность, необходимо раскрутить колесо и определять уже по шуму, сравнивая звук правого или левого колеса.
  6. Если авто переднеприводное, тогда приподнимите передок, и запустив двигатель, разгонитесь до 30-40 км/час на спидометре. Иногда гул появляется только при определенных скоростях.

Видео «Как проверить ступичные подшипники спереди»

Обратите внимание, в каких плоскостях надо «шатать». Беритесь за нижнюю часть на шесть часов и за верх напротив, смотрите на смещение относительно оси. Начните с неприводных колес. Они провернутся вручную. Ступичные подшипники переднего колёса проверяют при включенном двигателе.

Передняя правая или левая сторона машины ставится на упор под рычаг подвески, чтобы ШРУС находился в горизонтальном положении. Затем сравнивают гул с обеих сторон.

Определение неисправности по люфту колеса:

Нюансы при замене

Технология замены ступичного подшипника не сложная, но требует наличие специального оборудования – пресса или хотя бы мощных слесарных тисков.

Способ с забиванием узла при помощи молотка с наставкой при работе со ступицами не подходит, поскольку высокая вероятность повреждения посадочного места подшипника в ступице или перекос узла.

При установке нового подшипника обращайте внимание на легкость посадки. Узел должен садиться в ступицу очень туго, небольшое же сопротивление указывает на износ посадочного места. В таком случае замене подлежит и она.

Если после установки нового подшипника и сборки ходовой части люфты в ступице с цилиндрическим подшипником остались, это также указывает на износ посадочного места.

В процессе посадки нового узла особое внимание уделяйте центрированию подшипника, иначе при установке он может пойти на перекос и повредить поверхность посадочного места.

Недавно пришлось помогать знакомому с регулировкой ступиц на его свежей Шниве. Он был уверен, что на ТО у дилера ему всё сделали как надо. Я предложил проверить и ожидаемое подтвердилось — люфт в обеих ступицах такой, что слышен явный стук при покачивании колеса. Вот, решил записать.

Как проверить подшипник ступицы заднего колеса на стоячей машине

Нет существенной разницы в проверке по сравнению с передней подвеской. У переднеприводных авто вывешенные задние колеса проворачиваются вручную, как описывалось выше. Попробуйте взяться рукой за пружину подвески, и тогда вибрации передадутся в руку.

Аналогично наличие люфта проверяют пошатыванием в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Различайте звук трения тормозных колодок и как звучит неисправный podshipnik. Если шарики сработались, то будет слышно, как они перекатываются.

Автомобиль с задним приводом проверяют вращением приводной оси:

  • «Зад» слегка приподнимают;
  • ставят машину на ручник;
  • запускают двигатель и разгоняют до скорости 30-40 км/ч на спидометре, что соответствует 60-80 км/ч;
  • слушают одну сторону, затем те же действия, с другой стороны.

Видео «Как проверить подшипники ступицы заднего колеса»

На этих видео проверка происходит в гараже или на площадке. Обслуживаемым узлам ступицы нужна регулировка люфта, затяжка гайки до нужного момента, шплинтовка.

Диагностика заднего подшипника:

Пример регулировки без использования динамометрического ключа:

Замена подшипника заднего колеса

Перед началом работ выполняем стандартные действия по закреплению его, поддомкрачиванию автомобиля и снятию колеса. Далее: 1. снимаем тормозной диск; 2. через отверстия полуоси откручиваем ее крепления торцовой головкой на 17; 3. снимаем полуось поддев ее монтировкой; 4. разрубаем запорное кольцо; 5. через отверстия, что откручивали полуось, сбиваем подшипник;

Не снимайте колодки, я снял для их замены.

Вытаскиваем сальник и очищаем посадочное место


Далее идет сборка в обратном порядке: • устанавливаем сальник; • набиваем на полуось подшипник; • ставим запорное кольцо; • устанавливаем полуось на место.

Полезные мелочи

1. Не снимайте колодки, этим вы только увеличите время работы. 2. Запорное кольцо при установке лучше нагреть. 3. Подшипник лучше набивать отрезком трубы на 32 (габаритные размеры подшипника задней полуоси: d=30 мм, D=72 мм, B=19 мм). 4. Пользуйтесь при работе болгаркой защитными очками. Вот видео как делается замена подшипника задней полуоси ваз 2107:

Как проверить ступичные подшипники на ВАЗ и других автомобилях

Технология проверки и диагностики, как выяснилось ранее, не зависит расположения, и типа привода, соответственно при проверке у той или иной марки авто, так же выполняется одинаково.

Разница имеется только в обслуживании и эксплуатации, так как ступичные узлы у автомобилей различаются по конструкции.

  1. На оси могут находиться однорядные конические роликовые элементы качения. Устанавливаются по 2 пары на одну ось. Их надо периодически проверять, регулировать люфт в пределах допустимых норм.
  2. Новые модели ВАЗ, а так же зарубежных машин имеют подшипники на передней оси 1-3-поколения, для которых регулировка и уход не требуется на весь срок службы подшипника, порядка 100 000 км пробега.

Конкретные инструкции по проверке и эксплуатации для определенной модели авто Вы можете найти на нашем сайте. Далее в навигационной таблице, вы сможете найти и перейти на инструкцию по диагностике и замене ступичных и других подшипников для своего автомобиля.

CHEVROLET: NIVA
LANOS
AVEO
LACETTI
CRUZE
ВАЗ (LADA): 2109
2108
2110
2114
GRANTA
KALINA
PRIORA
FORD: FUSION
FOCUS 1
FOCUS 2
TRANSIT
DAEWOO: NEXIA
MATIZ
RENAULT: LOGAN
DUSTER
PEUGEOT: 206
ГАЗ: ГАЗЕЛЬ
HYUNDAI: ACCENT
KIA: SPORTAGE
RIO
MITSUBISHI: LANCER 9
LANCER 10
OPEL: ASTRA H
NISSAN: ALMERA
QASHQAI
MAZDA: MAZDA 6
MAZDA 3
TOYOTA: COROLLA
AUDI: A80 B4/B3

Пошаговая инструкция по замене подшипника полуоси

Перед тем как приступить к снятию и замене неисправного узла необходимо подготовить инструмент и приобрести новый подшипник, сальник, стопорную шайбу. Старые придется разрезать или сбивать молотком, поэтому повторно использовать их не получится.

Сам шарикоподшипник однорядный, относится к распространенной 500 серии. Его серийный номер 180508 у отечественных или 62208-2RS у иностранных производителей. Артикул завода изготовителя – 2121-2403080. Импортные аналоги есть у SKF, FAG, NSK и других, а стоимость не превышает 900-1000 рублей за штуку.

Важно! Подшипник для автомобилей Нива с ABS и без нее одинаковый, отличия заключаются в запорных кольцах (гладкая поверхность без АБС, со шлицами для комплектации с АБС). Также подходит деталь от простой Нивы ВАЗ 2121 и её модификаций.

Навигация по инструкциям

Задний ступичный подшипник

  • Chevrolet:
      Lanos
  • Aveo
  • Lacetti
  • ВАЗ: 2110
  • 2114
  • Granta
  • 2108
  • Ford:
      Fusion
  • Focus 1
  • Transit
  • Daewoo:
      Nexia
  • Matiz
  • Renault:
      Logan
  • Duster
  • Peugeot:
      206
  • ГАЗ:
      Газель
  • Hyundai:
      Accent
  • KIA:
      Sportage
  • Передний ступичный подшипник

    • Chevrolet:
        Нива
    • Aveo
    • Lanos
    • Lacetti
    • Cruze
  • ВАЗ: 2110
  • Kalina
  • 2109
  • Granta
  • Priora
  • 2107
  • 2114
  • Ford:
      Focus 2
  • Transit
  • Fusion
  • Focus 1
  • Daewoo:
      Nexia
  • Matiz
  • Renault:
      Logan
  • Megan
  • Hyundai:
      Accent
  • Mitsubishi:
      Lancer 9
  • Lancer 10
  • Opel:
      Astra H
  • KIA
      Rio
  • Sportage
  • ГАЗ:
      ГАЗель
  • Nissan:
      Almera
  • Qashqai
  • Mazda:
      Mazda 6
  • Mazda 3
  • Toyota:
      Corolla
  • Audi:
      A80 B4/B3
  • Внимание:

    Если в списке нет вашего авто, выбирайте по марке, в 90% случаях для вашей модели инструкция подойдёт.

    Другие способы диагностики ступичного подшипника и ступицы

    Бывает не достаточно вскрыть пыльник, проверить наличие смазки, момент затяжки ступичной гайки. Если проблема устранена, то проводят боле глубокий контроль узла ступицы.

    Как проверить осевой зазор и сделать его регулировку

    Возможность регулировки зазора обеспечивается особой конструкцией ступицы переднего колеса у некоторых автомобилей, в том числе классики ВАЗа, которая вращается на полуоси на двух конических (конусных) подшипниках.

    Точная регулировка осевого зазора возможна специальными инструментами и оборудованием. Измерительное оборудование ранее было обязательным для СТО, обслуживавших вазовские марки машин. Точный микрометр определяет осевой зазор. Максимально допустимая величина составляет 0,15 мм.

    Так же делают регулировку с применением динамометрического ключа. Момент затяжки для каждого авто можно посмотреть в инструкциях на сайте или прочитать статью.

    1 – индикатор часового типа; 2,3 – штатив с креплением; 4 – ступичный узел.

    1. Для проверки зазора поднять переднюю иди заднюю часть автомобиля;
    2. Под болт крепления колеса установить специальное приспособление;
    3. Упереть ножку индикатора в торец оси поворотного кулака при нулевом положении стрелки и, перемещая ступицу вдоль оси поворотного кулака, замерить величину перемещения (зазора) по индикатору.

    Если зазор больше 0,15 мм, отрегулировать его в следующем порядке:

    • отвернуть регулировочную гайку с цапфы поворотного кулака;
    • установить новую или бывшую в употреблении, но на другом автомобиле, гайку и затянуть ее моментом 19,6 Н. м (2 кгс. м), одновременно поворачивая ступицу обоих направлениях два-три раза для самоустановки роликов в обоймах;
    • ослабить регулировочную гайку и снова закрутить ее моментом затяжки 6,8 Н • м (0,7 кгс • м);
    • на шайбе сделать метку В (рис. 3.5.), затем отпустить на 20-25° гайку так, чтобы кромка А немного не дошла до метки В;
    • застопорить гайку в этом положении, вдавливая лунки на шейке гайки в пазы на конце цапфы поворотного кулака;
    • после регулировки зазор должен находиться в пределах 0,02-0,08 мм.

    Важно знать:

    При регулировке зазора следует учитывать, что направление резьбы на левой цапфе поворотного кулака правое, на правой цапфе—левое. Так же читайте, как провести регулировку без динамометрического ключа здесь.

    Прибором так же контролируют осевые и радиальные биения фланца ступицы после замены.

    Видео «Как отрегулировать роликоподшипники ступицы ВАЗ»

    Как проверить биение ступицы

    Некоторые осевые гайки предназначены для использования только один раз. Рем комплекты поставляются с новой гайкой в коробке. Повторное использование может привести к ослаблению гайки во время эксплуатации автомобиля.

    1,2 — индикатор с магнитным штативом; 3 – тормозной диск или фланец ступицы.

    Всегда измеряйте биение во фланце после установки. Деформированный фланец будет иметь биение, вызовет вибрацию, изменение толщины тормозного диска, потребуется замена. Биение педали тормоза иногда ассоциируется с биением тормозного диска. Часто проблема именно в нем, но не всегда. Если сомневаетесь, то проведите замену диска, переставьте с противоположного колеса.

    Если биение исчезнет, то проблема в диске. Если нет, тогда следует проверить ступичный фланец, как показано на видео.

    Проверка биения ступицы Nissan:

    Допустимое отклонение стрелки от нулевого значения не должно превышать 0,038 мм. Если отклонение больше — возможно, что проблема в ступице.

    Проверка и регулировка момента затяжки

    В руководстве по эксплуатации автомобилей дана периодичность пробега, после которого нужна проверка осевого люфта ступицы с помощью момента затяжки контргайки.

    1. Устанавливаем автомобиль на подъемник или пользуемся домкратом.
    2. Проверяем люфт в двух плоскостях.
    3. Расшплинтовываем центральную гайку.
    4. Из рем комплекта берем новую гайку.
    5. Закручиваем от руки без усилия.
    6. Затягиваем гайку с усилием рекомендованным производителем с помощью динамометрического ключа.

    1. Вращаем колесо влево, вправо, несколько раз, можно даже постукивать кулаком по покрышке.
    2. Откручиваем гайку на пол оборота, вращаем колесо и вновь затягиваем.
    3. Проверяем люфт, шплинтуем гайку.

    Видео «Регулировка динамометрическим ключом»

    Не путайте неисправность ступичного подшипника с другими поломками

    1. Обслуживаемые подшипники могут не издавать гула, при наличии смазки, а вот нарушение регулировки может сказаться на управляемости автомобиля.
    2. Чаще подозрения на неравномерность накачки шин, системы рулевого управления, неисправность ШРУСа, регулировки развала схождения колес.
    3. Евростандарт шума, издаваемого новыми шинами, находится в пределах 80 дБ. Свыше этого порога гул от шин слышен в салоне. Часто вибрация тормозной педали ассоциируется с биением тормозного диска, но не всегда это связано именно с неправильной установкой диска или его дефекта.
    4. Иногда биение ступицы в превышенных пределах провоцирует биение тормозного диска.

    Люфт

    Разные конструкции ступичных узлов имеют сильно отличающиеся друг от друга диапазоны допустимого люфта. Вообще без зазора подобные подшипники работают крайне редко, поскольку применение в них консистентных видов смазок подразумевает отсутствие натяга. А нулевой зазор – это уже натяг, поскольку геометрические параметры не могут быть стабильными при изменении температуры.

    Допустимую величину люфта ступиц своей машины желательно знать. Особенно там, где использованы регулируемые пары ступичных подшипников. В крайнем случае, можно попытаться запомнить люфт по ощущениям, покачав вывешенное колесо такой же, но заведомо исправной машины. Опытный мастер легко оценивает зазоры на любых автомобилях.

    Когда подшипник изношен, у него неизбежно растёт люфт. И если колесо, грубо говоря, уже чрезмерно болтается на оси – детали надо менять, будь это подшипники или ступица в сборе. Избежать ошибок при замере люфта покачиванием за обод колеса поможет одновременное с этим нажатие на тормозную педаль. На люфт в узлах подвески это никак не повлияет, а вот подшипник будет зажат, и зазор исчезнет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: