Электронный блок управления двигателем (контроллер) Ваз 2170 Приора

Автомобили admin26.02.2020

Приора 12 года выпуска, куплена 1 июля, наверное все таки относится к первой половине года.Вопрос в том какие мозги стоят? Или как это узнать итд

Комментарии 16

наклейку смотри зеркалом, и у Гугля спроси

А открутить правый боковой щиток и глянуть, что там написано, никак? h-a.d-cd.net/5632ev/960.jpg Мы же не гадалки. Либо у любого диагноста узнать.

С 2012 кажись уже Е-газ

даже с 2011, мне такая досталась ((((((((((

Самое точно добраться до них и посмотреть У меня бортовик не правильно показывал.

В ногах пассажира смотри под пластиком. У меня на бортовике видно модель и прошивку, правда написано Bosch M7.9.7/M73.

откручиваешь пластик в ногах пассажира слева, там мозги, берёшь телефон со вспышкой и макросъёмкой, рукой залазиешь фотаешь и усё готово. Наклейка на мозгах как раз сверху

Контроль над работой двигателя автомобиля ВАЗ-2170 “Приора” осуществляется при помощи электронного блока управления (ЭБУ). Также он отслеживает выполнение норм экологической безопасности “Евро 3”, “Евро 4” и реализует обратную связь при помощи диагностического разъема OBD-II.

Какие данные поступают в контроллер

ЭБУ “Приоры” работает в режиме непрерывного считывания информации с датчиков. На основе этих сведений компьютером принимаются решения об изменении режимов работы систем двигателя. Виды данных, поступающих в контроллер, следующие:

  • электрическое напряжение в сети автомобиля;
  • наличие детонации в камерах сгорания;
  • скорость автомобиля;
  • температура системы охлаждения;
  • количество кислорода в выхлопных газах;
  • расход воздуха;
  • температура воздуха, поступающего во впускной коллектор;
  • положение распределительного и коленчатого валов;
  • положение дросселя.

Характеристика ЭБУ

Со всей необходимой информацией относительно работы блока мы предлагаем ознакомиться ниже.

Где находится блок?

Блок управления двигателем автомобиля Лада Калина, Калина 2 или Гранта располагается од центральной консолью салона. Чтобы добраться до него, необходимо только снять панель. Как известно, отечественные инженеры всегда славились своими бессмысленными и «беспощадными» решениями в плане сборки машин, поэтому место размещения блока ЭСУД выбрано бездумно. На практике такое устройство часто выходит из строя в результате попадания на него влаги, поэтому многие автовладельцы решают перенести блок, чтобы он мог стоять в более безопасном месте.

Место расположения ЭБУ

Особенности работы

Итак, управляющий блок электронной системы управления двигателем предназначен для контроля состояния всех узлов и передачи импульсов мотору. На сам блок ЭСУД осуществляется передача информации от различных датчиков, предназначенных для мониторинга работы того или иного механизма или системы. Информация обрабатывается без перерывов, в результате чего все узлы могут работать слаженно. Кроме того, блок ЭСУД производит управление системами, предназначенными для контроля уровня токсичности выхлопных газов.

Данные, которые собирает ЭБУ Лада Гранта или Приора, являют собой разные характеристики. Например, регулятор ДМРВ осуществляет контроль фиксации массового расхода мотором — чем больше силовой агрегат потребляет воздуха, тем лучше будет его динамика. Но если нормированные показатели будут превышаться, это приведет к перерасходу бензина, соответственно, своевременная проверка параметров позволит предотвратить возможные неисправности.

Помимо этого, блок ЭСУД фиксирует информацию:

  • о положении коленчатого и распределительного валов;
  • о температура антифриза в системе охлаждения;
  • о температуре всасываемого воздуха;
  • об уровне напряжения в электроцепи авто;
  • о возможном содержании примесей в отработанных газах;
  • о скорости движения транспортного средства;
  • о колебательной амплитуде кузова (автор видео — Low Customs).

В соответствии с полученной информацией «мозги» осуществляется проверка работоспособности основных систем, в том числе диагностической. Что касается последней, то она является одной из наиболее значимых, поскольку при выявлении той или иной неисправности именно эта система сможет оповестить автовладельца о проблеме. Информация о поломках передается посредством появления контрольной лампочки на приборной панели. Вне зависимости от модели блока ЭСУД, устройство будет хранить в своей памяти коды ошибок, которые позволят автовладельцу максимально точно определить неисправность. Такая информация может потребоваться в том случае, если понадобится распиновка устройства.

Чем управляет контроллер

После обработки информации ЭБУ “Лады-Приоры” вносит корректировки работу следующих механизмов:

  • системы зажигания;
  • системы охлаждения — управляет работой вентилятора;
  • топливной системы (работа форсунок и топливного насоса) ;
  • системы управления климатом салона (режимы работы кондиционера) ;
  • системы улавливания паров в выхлопных газах;

Управление происходит путем замыкания выходных цепей через выходные транзисторы.

Разновидности памяти ЭБУ

Для того чтобы выполнять свои функции, контроллеру приходится оперировать с множеством данных. Некоторые из них постоянно находятся в работе, другие загружаются периодически. Поэтому память поделена на три разновидности:

  1. ППЗУ — программируемое постоянное запоминающее устройство. В нем находится так называемая прошивка — программа, управляющая параметрами работы двигателя, такими как момент впрыска топлива, управление опережением угла зажигания, холостым ходом, а также калибровочные данные. Этот вид памяти сохраняется при отсутствующем питании. Изменение данных производится при помощи перепрограммирования.
  2. ОЗУ — оперативное запоминающее устройство. Выполняет ту же функцию, что и оперативная память обычного компьютера — временное хранение информации на протяжении одной рабочей сессии. В эту память поступают данные датчиков, в ней хранятся диагностические коды, а также промежуточная информация деятельности микропроцессора. Для ее работы требуется наличие электрического тока.

Euro-4 двиг 1.6, 8 кл

  • ЭРПЗУ — электрически программируемое запоминающее устройство. Этот тип памяти является частью штатной противоугонной системы. Блок управления иммобилайзером во время запуска двигателя передает коды в ЭБУ “Приоры”, где находятся коды-пароли, разрешающие или запрещающие старт. Кроме этого, ЭРПЗУ фиксирует отклонения в работе двигателя. Эта память не зависит от подачи электричества и хранит информацию в контроллере постоянно.

Основные функции блока управления ДВС

Начнем с того, что в случае выхода из строя блока управления данное устройство необходимо менять, так как ремонт зачастую нецелесообразен. С учетом высокой стоимости устройства зачастую практикуется замена на подержанный блок управления, реже приобретается новый ЭБУ.

При этом для замены следует особое внимание уделить подбору управляющего модуля. Блок управления должен быть не только подходящим по модели, но и соответствовать тому или иному типу двигателя. Другими словами, чаще всего ЭБУ подходит только от аналогичной модели автомобиля с точно таким же ДВС.

Электронный блок осуществляет контроль за работой системы зажигания, впрыска топлива, оценивает состав отработавших газов и т.д. В каждой модели автомобиля бортовой компьютер индивидуальный под конкретный тип ТС.

Системы самостоятельной диагностики

Как любой компьютер, ЭБУ “Приоры” имеет обратную связь с пользователем.

Водитель узнает о неполадках при помощи сигнальных кодов, которые можно увидеть двумя способами: при помощи дополнительного бортового компьютера, подключаемого к диагностическому разъему, и на панели приборов после совершения нехитрых манипуляций.

Для самостоятельной диагностики можно устанавливать следующие устройства:

  1. Штат X 1 P Приора. Небольшой прибор, вставляющийся на место стандартной кнопки. Имеет дисплей-LED с 3 знаками. Кроме функции диагностики по 30 параметрам, позволяет прогревать свечи в холодный период, самостоятельно регулировать температуру включения вентилятора системы охлаждения, сбрасывать ошибки двигателя.
  2. Приора Штат Matrix. Более серьезный бортовой компьютер. Ставится на место штатных часов и имеет графический дисплей 128 х 32 пикселя.

Замена электронного блока управления ДВС

Теперь перейдем к самой замене. Следует учесть, что замена блока управления двигателем может оказаться сложной задачей в случае отсутствия необходимых навыков. Как правило, сначала ЭБУ нужно обнаружить. Другими словами, следует знать, где стоит блок управления двигателем на автомобиле в зависимости от марки и модели ТС.

  • Дело в том, что производители не всегда устанавливают ЭБУ в легкодоступном месте. Причин для этого много, начиная от защиты блока управления от вибраций, влаги и перепадов температур и заканчивая защитой от угона.

Во втором случае главной задачей является затруднение доступа к устройству, чтобы угонщик не имел легкой возможности подмены блока, обхода иммобилайзера и т.п. Вполне очевидно, что ЭБУ может стоять как в подкапотном пространстве, так и в салоне. Чтобы найти контроллер, может понадобиться частичная разборка салона, снятие навесного оборудования с двигателя и т.д.

После этого нужно проверить работоспособность ЭБУ, а уже затем собирать салон в обратном порядке. В случае если снималось навесное оборудование с двигателя, сначала нужно все детали и элементы установить обратно, а уже затем проверять работоспособность нового блока.

  • Также во время проверки желательно подключить к диагностическому разъему соответствующее оборудование. Это позволит убедиться в том, что двигатель и другие системы работают в штатном режиме с новым ЭБУ.

Кстати, на многих автомобилях блок нуждается в адаптации. На практике, особенно если речь идет об автомобиле с солидным пробегом, это означает «самоподстройку» контроллера с учетом износа ДВС, снижения производительности бензонасоса, форсунок и т.д. Получается, на оптимальные показатели работы двигатель после замены ЭБУ выйдет не сразу, а спустя некоторое время после начала эксплуатации автомобиля.

Как выполнить диагностику при помощи штатного бортового компьютера

При отсутствии дополнительных средств диагностики ошибки, которые считывает ЭБУ “Приоры”, можно вывести на панель приборов штатным способом. Для этого нужно:

  1. Удерживая кнопку сброса пробега, включить зажигание. После нажатия в течение 4 секунд панель приборов приходит в движение (загораются все индикаторы, стрелки приборов несколько раз поворачиваются вокруг оси, ЖК-табло включает все регистры). Это говорит о том, что включился режим самодиагностики.
  2. На правом подрулевом переключателе кнопкой Reset выбирается положение показа версии прошивки, кода ошибок, сброса ошибок.

Если нужно избавиться от ошибки двигателя, в режиме сброса следует нажать Reset, и удерживать кнопку в таком положении в течение 3 секунд.

Инструкция по замене блока

Необходимость снять блок управления может возникать по разным причинам. К примеру, проблема может заключаться в выходе из строя управляющего устройства или при необходимости его перепрошивки. Нужно учитывать, что прошивка ЭБУ — это очень важная и ответственная процедура, с которой сможет справиться далеко не каждый автовладелец. Неверные действия в процессе выполнения этой задачи могут привести к тому, что блок и вовсе окажется неработоспособным, соответственно, такая затея может дорого стоить владельцу машины.

Итак, для демонтажа узла вам потребуется произвести частичное снятие центральной консоли.

Чтобы выполнить эту задачу своими силами, придерживайтесь следующих действий:

  1. В первую очередь, необходимо выкрутить болты, которые фиксируют облицовку ручного тормоза.
  2. С рычага управления коробкой передачи снимите чехол, а облицовочную панель необходимо демонтировать.
  3. Рядом с педалями также необходимо открутить болты фиксации и произвести демонтаж пластиковой облицовки.
  4. Подденьте заглушку на центральной консоли и произведите ее демонтаж. Сделав это, вы сможете увидеть разъем для подключения блока управления через USB-выход.
  5. Болты фиксации блока с предохранителями также необходимо выкрутить, после чего разъем можно демонтировать с места установки. Боковые болты крепления консоли также нужно открутить.
  6. Выполнив эти действия, можно отключить прикуриватель и немного приподнять центральную консоль. Непосредственно сам ЭБУ расположен на правой ее стороне. Для того, чтобы осуществить демонтаж управляющего устройства, нужно будет открутить его болты фиксации, после чего отсоединить колодку с проводами питания. Делайте это осторожно, чтобы не повредить разъемы, в противном случае при дальнейшем монтаже могут возникнуть проблемы.
  7. После выполнения всех этих действий устройство можно снять. Выполняется его ремонт, перепрошивка или замена, в дальнейшем сборка производится в обратной последовательности. Как видите, в целом процедура снятия довольно простая.

Коды ошибок

В режиме ошибок компьютер может выдавать следующие коды:

  • 2 — слишком высокое напряжение в сети;
  • 3 — неисправности датчика уровня топлива;
  • 4 — неисправность датчика температуры ОЖ;
  • 5 — ошибка датчика наружной температуры;
  • 6 — слишком высокая температура двигателя;
  • 7 — низкое давление в системе смазки;
  • 8 — неисправность тормозной системы;
  • 9 — низкое напряжение аккумуляторной батареи.
  • После устранения неисправностей нужно произвести сброс ошибки. Если в течение 20 секунд не производить никаких действий, то бортовой компьютер переходит в обычный режим работы.

    Система управления двигателем автомобиля Лада Приора

    Ремонт Priora 105.jpg

    Схема электронной системы управления двигателем: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — замок зажигания; 3 — главное реле; 4 — блок управления иммобилайзера; 5 — контроллер; 6 — диагностический разъем (колодка диагностики); 7 — датчик массового расхода воздуха; 8 — комбинация приборов (тахометр, спидометр, сигнализатор неисправности системы управления двигателем); 9 — реле вентилятора системы охлаждения; 10 — вентилятор системы охлаждения; 11 — датчик фаз; 12 — датчик детонации; 13 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 14 — датчик скорости автомобиля; 15 — форсунка; 16 — датчик неровной дороги; 17 — катушка зажигания; 18 — реле топливного насоса; 19 — топливный модуль; 20 — электромагнитный клапан продувки адсорбера; 21 — датчик положения коленчатого вала; 22 — диагностический датчик кислорода; 23 — управляющий датчик кислорода; 24 — регулятор холостого хода; 25 — датчик положения дроссельной заслонки

    Ремонт Priora 106.jpg

    Элементы электронной системы управления двигателем: 1 — датчик неровной дороги; 2* — колодка диагностики; 3 — электромагнитный клапан продувки адсорбера; 4* — контроллер, блок реле и предохранителей системы управления двигателем; 5* — датчик детонации; 6* — управляющий датчик концентрации кислорода; 7* — диагностический датчик концентрации кислорода; 8 — датчик положения дроссельной заслонки; 9* — предохранитель (30 А); 10 — датчик массового расхода воздуха; 11* — датчик температуры охлаждающей жидкости; 12 — катушка зажигания; 13 — датчик фаз; 14* — датчик положения коленчатого вала

    * Элемент на фото не виден.

    Двигатель ВАЗ-21126 оснащен системой распределенного фазированного впрыска топлива: бензин подается форсунками в каждый цилиндр поочередно в соответствии с порядком работы двигателя. Электронная система управления двигателем (ЭСУД) состоит из контроллера, датчиков параметров работы двигателя и автомобиля, а также исполнительных устройств. Контроллер представляет собой мини-компьютер специального на значения, в его состав входят оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ) и электрически перепрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ).

    Контроллер Контроллер закреплен на кронштейне, под консолью панели приборов. Контроллер получает информацию от датчиков системы и управляет исполнительными устройствами, такими как топливный насос и форсунки, катушки зажигания, регулятор холостого хода, нагревательные элементы датчиков концентрации кислорода, электромагнитный клапан продувки адсорбера, электровентилятор системы охлаждения и различными реле системы. При включении зажигания контроллер включает главное реле, через которое напряжение питания подводится к элементам системы. При выключении зажигания контроллер задерживает выключение главного реле на время, необходимое для подготовки к следующему включению (для завершения вычислений, установки регулятора холостого хода, управления электровентилятором системы охлаждения). Контроллер также выполняет диагностические функции системы управления двигателем (бортовая система диагностики). Контроллер определяет наличие неисправностей элементов системы управления, включает сигнализатор не исправности в комбинации приборов и сохраняет в своей памяти коды неисправностей. При обнаружении неисправности, во избежание негативных последствий (прогорание поршней из-за детонации, повреждение каталитического коллектора в случае возникновения пропусков воспламенения топливо-воздушной смеси, превышение предельных значений по токсичности отработавших газов и пр.), контроллер переводит систему на аварийные режимы работы. Суть их состоит в том, что при выходе из строя какого-либо датчика или его цепи контроллер для управления двигателем применяет замещающие данные, хранящиеся в ППЗУ. Сигнализатор неисправности системы управления двигателем расположен в комбинации приборов. Если система исправна, то при включении зажигания сигнализатор должен загореться — таким образом ЭСУД проверяет исправность сигнализатора и цепи управления. После пуска двигателя сигнализатор должен погаснуть, если в памяти контроллера отсутствуют условия для его включения. Включение сигнализатора при работе двигателя информирует водителя о том, что бортовая система диагностики обнаружила неисправность и дальнейшее движение автомобиля происходит в аварийном режиме. При этом могут ухудшиться некоторые параметры работы двигателя (мощность, приемистость, экономичность), но движение с такими неисправностями возможно, и автомобиль может самостоятельно доехать до СТО. Единственным исключением является датчик положения коленчатого вала, при его неисправности двигатель работать не может.

    Сигнализатор неисправности системы управления двигателем в комбинации приборов

    После устранения причин неисправности сигнализатор будет выключен контроллером через определенное время задержки, в течение которого неисправность не проявляется, и при условии, что в памяти контроллера отсутствуют другие коды неисправностей, требующие включения сигнализатора. Коды неисправностей (даже если сигнализатор погас) остаются в памяти контроллера и могут быть считаны с помощью диагностического прибора DST-2M, подключаемого к диагностическому разъему. При удалении кодов неисправностей из памяти контроллера с помощью диагностического прибора или посредством отключения аккумуляторной батареи (не менее чем на 10 с) сигнализатор гаснет.

    Расположение диагностического разъема: 1 — вещевой ящик; 2 — диагностический разъем; 3 — выключатель лампы освещения вещевого ящика Диагностический разъем (колодка диагностики) расположен на панели приборов и закрыт вещевым ящиком. Для доступа к диагностическому разъему необходимо открыть вещевой ящик и, выведя два его фиксатора из прорезей в панели приборов, опустить ящик. Датчики системы управления выдают контроллеру информацию о параметрах работы двигателя и автомобиля, на основании которых он рассчитывает момент, длительность и порядок открытия топливных форсунок, момент и порядок искрообразования.

    Датчик положения коленчатого вала

    Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) установлен на крышке масляного насоса. Датчик выдает контроллеру информацию о частоте вращения и угловом положении коленчатого вала. Датчик — индуктивного типа, реагирует на прохождение вблизи своего сердечника зубьев задающего диска, объединенного со шкивом привода генератора.

    Шкив привода генератора

    Зубья расположены на диске с интервалом 6°. Два зуба из 60 срезаны, образуя впадину. При прохождении впадины мимо датчика в нем генерируется так называемый «опорный» импульс синхронизации. Установочный зазор между сердечником и вершинами зубьев должен находиться в пределах 1±0,4 мм. При вращении задающего диска изменяется магнитный поток в магнитопроводе датчика — в его обмотке наводятся импульсы напряжения переменного тока. По количеству и частоте этих импульсов контроллер рассчитывает фазу и длительность импульсов управления форсунками и катушками зажигания.

    Датчик фаз

    Датчик фаз (ДФ) закреплен спереди, справа на головке блока цилиндров. Сигнал ДФ контроллер использует для согласования процессов впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров. Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. К зубчатому шкиву распределительного вала впускных клапанов прикреплен металлический задающий диск с прорезью в ободе. Обод диска проходит через паз в наконечнике датчика. Когда прорезь в ободе диска проходит мимо наконечника датчика, датчик выдает на контроллер импульс напряжения низкого уровня (около 0 В), соответствующий положению поршня 1-го цилиндра в конце такта сжатия. При выходе из строя ДФ контроллер переходит в режим нефазированного впрыска топлива.

    Взаимное расположение датчика фаз и задающего диска (для наглядности показано на снятых шкиве и датчике): 1 — зубчатый шкив распределительного вала впускных клапанов; 2 — задающий диск датчика; 3 — паз в наконечнике датчика; 4 — прорезь в ободе диска

    Датчик температуры охлаждающей жидкости

    Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) установлен в корпусе термостата. Датчик представляет собой терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом, т. е. его сопротивление уменьшается при повышении температуры. Контроллер подает на датчик через резистор (около 2 кОм) стабилизированное напряжение +5,0 В и по падению напряжения на датчике рассчитывает температуру охлаждающей жидкости, значения которой используются в большинстве функций управления двигателем. При возникновении неисправностей цепей ДТОЖ загорается сигнализатор неисправности системы управления двигателем, контроллер включает вентилятор системы охлаждения на постоянный режим работы и рассчитывает значение температуры по обходному алгоритму.

    Датчик положения дроссельной заслонки

    Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) установлен на оси дроссельной заслонки и представляет собой резистор потенциометрического типа. На один конец его резестивного элемента подается от контроллера стабилизированное напряжение +5,0 В, а другой соединен с «массой» контроллера. С третьего вывода потенциометра (ползунка), который соединен с осью дроссельной заслонки, снимается сигнал для контроллера. Периодически измеряя выходное напряжение сигнала ДПДЗ, контроллер определяет текущее положение дроссельной заслонки для расчета угла опережения зажигания и длительности импульсов впрыска топлива, а также для управления регулятором холостого хода. При выходе из строя ДПДЗ или его цепей контроллер включает сигнализатор неисправности и рассчитывает предполагаемое значение положения дроссельной заслонки по частоте вращения коленчатого вала и массовому расходу воздуха.

    Датчик массового расхода воздуха

    Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) термоанемометрического типа расположен между воздушным фильтром и шлангом подвода воздуха к дроссельному узлу. Поток воздуха охлаждает чувствительный элемент датчика. Чем выше скорость потока воздуха, тем интенсивнее охлаждение. Степень этого охлаждения, переведенная в электрический сигнал, формирует выходной сигнал для контроллера. В зависимости от расхода воздуха напряжение выходного сигнала ДМРВ изменяется от 1,0 до 5,0 В. Так как степень охлаждения чувствительного элемента зависит от температуры воздуха на впуске, ДМРВ имеет встроенный датчик температуры воздуха (ДТВ). Чувствительным элементом ДТВ является термистор, уста нов ленный в потоке воздуха. Выходной сигнал ДТВ изменяется в диапазоне от 0 до 5,0 В — в зависимости от температуры воздуха, проходящего через датчик. При выходе из строя ДМРВ или его цепей контроллер рассчитывает значение массового расхода воздуха по частоте вращения коленчатого вала и положению дроссельной заслонки. При возникновении неисправности цепи ДТВ контроллер включает сигнализатор в комбинации приборов и заменяет показания датчика фиксированным значением температуры воздуха (33 °С).

    Датчик детонации

    Датчик детонации (ДД) закреплен в передней верхней части блока цилиндров. Пьезокерамический чувствительный элемент датчика генерирует сигнал напряжения переменного тока, амплитуда и частота которого соответствуют параметрам вибраций стенки блока цилиндров двигателя. При возникновении детонации амплитуда вибраций определенной частоты возрастает. При этом для подавления детонации контроллер корректирует угол опережения зажигания в сторону более позднего.

    Датчик концентрации кислорода

    Управляющий датчик концентрации кислорода (УДК) установлен в катколлекторе до каталитического нейтрализатора отработавших газов. Контроллер рассчитывает длительность импульса впрыска топлива по таким параметрам, как массовый расход воздуха, частота вращения коленчатого вала, температура охлаждающей жидкости, положение дроссельной заслонки. По сигналу от УДК о наличии кислорода в отработавших газах контроллер корректирует подачу топлива форсунками так, чтобы состав отработавших газов был оптимальным для эффективной работы каталитического нейтрализатора. Кислород, содержащийся в отработавших газах, создает разность потенциалов на выходе датчика, изменяющуюся приблизительно от 50 до 900 мВ. Низкий уровень сигнала соответствует бедной смеси (наличие кислорода), а высокий уровень — богатой (кислород отсутствует). Когда УДК находится в холодном состоянии, выходной сигнал датчика отсутствует, т. к. его внутреннее сопротивление в этом состоянии очень высокое — несколько МОм (система управления двигателем работает по разомкнутому контуру). Для нормальной работы датчик концентрации кислорода должен иметь температуру не ниже 300 °С, по это му для быстрого прогрева после запуска двигателя в него встроен нагревательный элемент, которым управляет контроллер. По мере прогрева сопротивление датчика падает, и он начинает генерировать выходной сигнал. Контроллер постоянно выдает в цепь датчика стабилизированное опорное напряжение 450 мВ. Пока датчик концентрации кислорода не прогреется, его выходное напряжение находится в диапазоне от 300 до 600 мВ. При этом контроллер управляет системой впрыска, не учитывая напряжение на датчике. По мере прогрева датчика концентрации кислорода его внутреннее сопротивление уменьшается и он начинает изменять выходное напряжение, выходящее за пределы указанного диапазона. Тогда контроллер отключает нагрев датчика и начинает учитывать сигнал датчика концентрации кислорода для управления топливоподачей в режиме замкнутого контура. Датчик концентрации кислорода может быть отравлен в результате применения этилированного бензина или использования при сборке двигателя герметиков, содержащих в большом количестве силикон (соединения кремния) с высокой летучестью. Испарения силикона могут попасть через систему вентиляции картера в камеру сгорания, а оттуда — в катколлектор. В случае выхода из строя датчика концентрации кислорода или его цепей контроллер включает сигнализатор неисправности, заносит в свою память соответствующий код неисправности и управляет топливоподачей по разомкнутому контуру. Диагностический датчик концентрации кислорода (ДДК) установлен в катколлекторе после каталитического нейтрализатора отработавших газов. Устройство и принцип работы ДДК такие же, как и УДК. Сигнал, генерируемый ДДК, указывает на наличие кислорода в отработавших газах после нейтрализатора. Если нейтрализатор работает нормально, показания ДДК будут значительно отличаться от показаний УДК. Напряжение выходного сигнала прогретого ДДК при работе в режиме замкнутого контура и исправном нейтрализаторе должно находиться в диапазоне от 590 до 750 мВ. При выходе из строя датчика или его цепей контроллер заносит в свою память код неисправности и включает сигнализатор неисправности в комбинации приборов.

    Датчик скорости автомобиля

    Датчик скорости автомобиля (ДСА) установлен сверху на картере сцепления, над корпусом внутреннего шарнира привода правого переднего колеса. Принцип его действия основан на эффекте Холла. Задающий диск датчика установлен в коробке передач и вращается с частотой вращения передних колес автомобиля. Задающий диск установлен на коробке дифференциала и прижат внутренним кольцом левого подшипника дифференциала. Датчик выдает на контроллер прямоугольные импульсы напряжения (нижний уровень — не более 1,0 В, верхний — не менее 5,0 В) с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес. Количество импульсов датчика пропорционально пути, пройденному автомобилем. Контроллер определяет скорость автомобиля по частоте импульсов. При выходе из строя датчика или его цепей контроллер заносит в свою память код неисправности и включает сигнализатор неисправности в комбинации приборов.

    Датчик неровной дороги

    Датчик неровной дороги (ДНД) установлен в моторном отсеке на чашке правого брызговика. Датчик предназначен для измерения амплитуды колебаний кузова. Принцип его работы основан на пьезоэффекте. Возникающая при движении по неровной дороге переменная нагрузка на трансмиссию влияет на угловую скорость вращения коленчатого вала двигателя. При этом колебания частоты вращения коленчатого вала похожи на колебания, возникающие при пропусках воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя. В этом случае для предупреждения ложного обнаружения пропусков воспламенения, контроллер отключает эту функцию бортовой системы диагностики при превышении сигнала ДНД выше определенного порога. При выходе из строя датчика или его цепей контроллер заносит в свою память код неисправности и включает сигнализатор в комбинации приборов.

    Блок управления иммобилайзера

    При включении зажигания контроллер ЭСУД обменивается информацией с иммобилайзером (если он активирован), предназначенным для предотвращения несанкционированного пуска двигателя. При этом работа двигателя возможна, если контроллер получил правильный пароль от иммобилайзера. В противном случае пуск двигателя блокируется. Блок управления иммобилайзера, совмещенный с контроллером системы дистанционного управления электропакетом, расположен на кронштейне под консолью панели приборов

    Катушка зажигания

    Система зажигания состоит из индивидуальных для каждого цилиндра катушек зажигания, которые через наконечники катушек надеваются на свечи зажигания. Высоковольтные провода в системе зажигания отсутствуют. В эксплуатации система не требует обслуживания и регулировки, за исключением замены свечей. Управление током в первичных обмотках катушек зажигания осуществляется контроллером в зависимости от режима работы двигателя. Катушка зажигания — неразборная, при выходе из строя ее заменяют. Применены свечи зажигания АУ17ДВРМ или их импортные аналоги, с помехоподавительным резистором сопротивлением 4–10 кОм и центральным электродом с медным сердечником. Зазор между электродами свечи — 1,0–1,1 мм. Размер шестигранника под ключ — 16 мм.

    Ремонт Priora 111-1.jpg

    Блок реле и предохранителей системы управления: 1 — предохранитель (7,5 А) цепи постоянного питания контроллера; 2 — реле топливного насоса; 3 — предохранитель (15 А) силовой цепи реле топливного насоса; 4 — предохранитель (15 А) силовой цепи главного реле; 5 — главное реле; 6 — контроллер ЭСУД

    Блок реле и предохранителей системы управления закреплен на кронштейне под консолью панели приборов, рядом с контроллером. Цепи питания обмотки главного реле, а также предохранителей постоянного питания контроллера и силовой цепи главного реле защищены предохранителем 30 А, расположенным в блоке предохранителей, в моторном отсеке. При включении зажигания контроллер на 2 с запитывает реле топливного насоса для создания необходимого давления в топливной рампе. Если в течение этого времени проворачивание коленчатого вала стартером не началось, контроллер выключает реле и вновь включает его после начала проворачивания. Если зажигание включалось три раза подряд без проворачивания стартером коленчатого вала, то следующее включение реле топливного насоса произойдет только с началом проворачивания. При работе двигателя состав смеси регулируется длительностью управляющего импульса, подаваемого на форсунки (чем длиннее импульс, тем больше подача топлива). При пуске двигателя контроллер обрабатывает сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости для определения необходимой для пуска длительности импульсов впрыска. Во время пуска двигателя топливо подается в цилиндры двигателя асинхронно — независимо от положения коленчатого вала.

    Необходимым условием пуска двигателя является достижение оборотов коленчатого вала при его прокрутке стартером не ниже 80 мин–1. При этом напряжение в бортовой сети автомобиля должно быть не менее 6 В. Как только частота вращения коленчатого вала двигателя достигнет определенной величины (зависящей от температуры охлаждаю щей жидкости), контроллер формирует импульс фазированного включения форсунок — топливо подается в цилиндры синхронно (в зависимости от положения коленчатого вала). При этом контроллер по информации, поступающей от датчиков системы, рассчитывает момент включения каждой форсунки: топливо впрыскивается один раз за один полный рабочий цикл соответствующего цилиндра. При отсутствии сигнала с датчика положения коленчатого вала (вал не вращается, неисправен датчик или его цепи) контроллер отключает подачу топлива в цилиндры. Подача топлива отключается и при выключении зажигания, что предотвращает самовоспламенение смеси в цилиндрах двигателя. В случае определения контроллером пропусков воспламенения топливовоздушной смеси в одном или нескольких цилиндрах подача топлива в эти цилиндры прекращается, и сигнализатор неисправности системы управления начинает мигать. Во время торможения двигателем (при включенной передаче и сцеплении), когда дроссельная заслонка полностью закрыта, а частота вращения коленчатого вала двигателя велика, впрыск топлива не производится для снижения токсичности отработавших газов.

    Расположение предохранителя (30 А) системы управления двигателем При падении напряжения в бортовой сети автомобиля контроллер увеличивает время накопления энергии в катушке зажигания (для надежного поджигания горючей смеси) и длительность импульса впрыска (для компенсации увеличения времени открытия форсунки). При возрастании напряжения в бортовой сети время накопления энергии в катушке зажигания и длительность подаваемого на форсунку импульса уменьшаются. Контроллер управляет включением вентилятора системы охлаждения (через реле) в зависимости от температуры двигателя и частоты вращения коленчатого вала. Вентилятор системы охлаждения включается, если температураохлаж дающей жидкости превысит пороговое значение. При обслуживании и ремонте системы управления двигателем всегда выключайте зажигание (в некоторых случаях необходимо отсоединить клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи). При проведении сварочных работ на автомобиле отсоединяйте жгут проводов системы управления двигателем от контроллера. Перед сушкой автомобиля в сушильной камере (после покраски) снимите контроллер. На работающем двигателе не отсоединяйте и не поправляйте колодки жгута проводов системы управления двигателем, а также клеммы проводов на выводах аккумуляторной батареи. Не пускайте двигатель, если клеммы проводов на выводах аккумуляторной батареи и наконечники «массовых» проводов на двигателе не закреплены или загрязнены.

    Как заменить ЭБУ “Приоры”

    Причин для замены контроллера может быть множество: желание установить другую модель, которая может работать с более эффективными прошивками, выход из строя, некорректная работа.

    Узнать, какое ЭБУ на “Приоре”, можно методом диагностики, либо по идентификатору прошивки, который можно сверить на специальном сайте. На автомобилях устанавливаются контроллеры Bosch М 10 и «Январь-7».

    Для того чтобы поменять ЭБУ, нужно сделать следующее:

    1. Отключить бортовую систему от аккумуляторной батареи. Для этого достаточно снять минусовую клемму.
    2. Демонтировать пластиковую облицовку тоннеля с правой стороны.
    3. Сдвинуть до упора скобу, фиксирующую разъем с пучком проводов.
    4. Вынуть колодку с проводами.
    5. Отвернуть 2 гайки в месте, где ЭБУ “Приоры” крепится к кронштейну.
    6. Приподняв контроллер вверх, вынуть его через правую сторону.

    Как видно из описания, процедура очень простая и не занимает более 5-10 минут. Установка происходит в обратном порядке.

    Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) – «компьютер», управляющий всей системой автомобиля. ЭБУ влияет как на работу отдельного датчика, так и на весь автомобиль. Поэтому, электронный блок управления двигателем очень важен в современном автомобиле.

    ЭБУ чаще всего заменяется следующими терминами: Электронная система управления двигателем(ЭСУД), контролёр, мозги, прошивка. Поэтому, если вы услышите один из этих терминов, то знайте, что речь идёт о «мозгах», о главном процессоре вашего автомобиля. Иными словами, ЭСУД, ЭБУ, КОНТРОЛЁР – это одно и то же.

    Как самостоятельно осуществить диагностику блока?

    На первый взгляд может показаться, что диагностика ЭБУ — это сложная задача, с которой справится далеко не каждый. Действительно, произвести проверку своего блока не так просто, но имея теоретические знания, их вполне можно применить на практике.

    Необходимые инструменты и оборудование

    Чтобы проверить работоспособность модуля самому, нужно будет выполнить ряд действий для подключения к ЭБУ.

    Для выполнения проверки вам потребуются следующие устройства и элементы:

    1. Осциллограф. Понятное дело, что такое устройство есть не у каждого автолюбителя, поэтому если у вас его нет, то можно использовать компьютер с заранее установленным на него необходимым диагностическим софтом.
    2. Кабель для подключения к устройству. Вам нужно выбрать адаптер, который поддерживает протокол KWP2000.
    3. Программное обеспечение. Найти диагностический софт сегодня — не проблема. Для этого достаточно промониторить сеть и найти программу, которая подойдет для вашего транспортного средства. Программа подбирается с учетом авто, поскольку на разных машинах ставятся разные блоки управления.

    Фотогалерея «Готовимся к диагностике системы»


    1. Ноутбук для проверки


    2. Адаптер для подключения


    3. ПО KWP_D для диагностики

    Алгоритм действий

    Процедура диагностики электронной системы управления рассмотрена ниже на примере модуля Бош М 7.9.7. Эта модель блока управления является одной из наиболее распространенных не только в отечественных машинах ВАЗ, но и на авто зарубежного производства. Также нужно отметить, что процесс проверки описан на примере использования программного обеспечения KWP-D.

    Итак, как проверить ЭБУ в домашних условиях:

    1. В первую очередь используемый адаптер необходимо соединить с компьютером или ноутбуком, а также самим контроллером ЭСУД. Для этого один конец кабеля подключите к выходу на блоке, а второй — к USB-выходу на компьютере.
    2. Далее, вам необходимо повернуть ключ в замке зажигания машины, но при этом двигатель запускать не нужно. Включив зажигание, на компьютере можно запустить диагностическую утилиту.
    3. Выполнив эти действия, на экране компьютера должно выскочить окно с сообщением, которое подтверждает успешное начало диагностики неисправностей в работе контроллера. Если по каким-то причинам сообщение не появилось, нужно удостовериться в том, что компьютер успешно подключился к контроллеру. Проверьте качество подключения и соединения кабеля с блоком и ноутбуком.
    4. Затем на дисплее ноутбука должна быть выведена таблица, где будут указаны основные технические характеристики и параметры работы транспортного средства.
    5. На следующем этапе вам необходимо обратить внимание на раздел DTC (в разных программах он может называться по-разному). В этом разделе будут представлены все неисправности, с которыми работает силовой агрегат. Все ошибки будут демонстрироваться на экране в виде зашифрованных комбинаций букв и цифр. Для их расшифровки вам нужно зайти в другой раздел, который обычно называется Коды, либо воспользоваться технической документацией к своему авто.
    6. В том случае, если в данном разделе нет ошибок, то вы теперь можете не переживать, поскольку мотор транспортного средства работает отлично (автор видео о ремонте ЭБУ в домашних условиях — канал АВТО РЕЗ).

    Но такой вариант проверки наиболее актуален, если компьютер видит блок. Если же у вас возникли проблемы с подключением к нему, то вам потребуется электрическая схема устройства, а также мультиметр. Сам тестер или мультиметр можно купить в любом тематическом магазине, а электросхема контроллера ЭСУД должна быть в сервисном мануале. Саму схему нужно наиболее внимательно изучить, это потребуется для проверки.

    В том случае, если контроллер ЭСУД будет указывать на определенный блок, а не демонстрировать беспорядочные данные, то в соответствии со схемой его нужно найти и прозвонить. Если точной информации нет, то единственным выходом будет диагностика всей системы, как мы уже сказали выше, одной из основных неисправностей считаются пробои.

    После того, как пробой будет найден, необходимо произвести проверку сопротивления и точно выявить, в каком месте зафиксирован кабель. Вам нужно будет припаять соответствующий новый провод параллельно старому, если причина кроется в пробое, то эти действия позволят устранить неисправность. Во всех других случаях проблему смогут решить только квалифицированные специалисты.

    Принцип работы контролёра (ЭБУ)

    Электронный блок управления двигателем в течении всей работы двигателя получает, обрабатывает, управляет системами и датчиками, влияющими как на работу двигателя, так и на второстепенные элементы двигателя (система выхлопа). Контролёр пользуется данными следующих датчиков:

    • ДПКВ (Датчик положения коленчатого вала).
    • ДФ (Датчик фаз).
    • ДМРВ (Датчик моментального расхода воздуха).
    • ДТОЖ (Датчик температуры охлаждающей жидкости).
    • ДПДЗ (Датчик положения дроссельной заслонки).
    • ДК (Датчик кислорода).
    • ДД (Датчик детонации).
    • ДС (Датчик скорости).
    • И другие датчики.

    Характерные неисправности блока

    Ремонт блоков управления автомобилями должен осуществляться в случае обнаружения неисправности.

    Перед тем, как снимать и отсоединить неисправный ЭБУ, давайте разберемся с основными причинами поломок:

    1. Ремонт ЭБУ двигателя может быть проведен в случае появления механических повреждений. «Мозги» автомобиля могут подвергаться вибрациям и ударам, в результате чего на корпусе устройства и плате могут образовываться трещины.
    2. Причиной неисправности ЭБУ автомобиля могут служить и температурные перепады, что способствует перегреву устройства.
    3. Коррозия и воздействие агрессивной среды на устройство.
    4. Влага — ее попадание в корпус может привести к тому, что потребуется замена ЭБУ автомобиля. Зачастую произвести ремонт после попадания влаги внутрь конструкции не представляется возможным. Причиной попадания влаги в устройство может служить разгерметизация элементов корпуса.
    5. Как отмечают специалисты, довольно часто необходимость ремонта возникает в результате вмешательства в работу «мозгов» неопытных ремонтников.
    6. Прикуривание аккумулятора от автомобиля с включенным двигателем.
    7. Замена блока управления двигателем может потребоваться в том случае, если при подключении АКБ были перепутаны клеммы «+» и «-».
    8. Еще одна причина — включение стартера при отсутствии подключения силовой шины (автор видео — Рамиль Абдуллин).

    Также рассмотрим признаки неисправности ЭБУ автомобиля, которые позволят определить поломку устройства:

    1. Двигатель не запускается, дымит, возможна детонация.
    2. Пропуски при работе мотора.
    3. Провалы, при нажатии на педаль газа автомобиль может не реагировать.
    4. Связь с «мозгами» отсутствует.
    5. Горит контрольная лампа неисправности системы управления двигателем. Это может быть лампочка Check Engine, но в некоторых авто отдельно используется индикатор работоспособности блока.
    6. Вентилятор системы охлаждения включается произвольно.
    7. Регулярно перегорают предохранительные элементы.
    8. Контроллеры и датчики перестают подавать сигналы.

    Виды ЭБУ (эсуд, контролёр). Какие ЭБУ устанавливаются на ВАЗ?

    «Январь-4», «GM-09»

    Самые первые контролёры на SAMARA были Январь-4, GM – 09. Они устанавливались на первые модели до 2000 года выпуска. Данные модели выпускались как с резонансным датчиком детонации так и без него.

    В таблице представлены две колонки: 1 колонка – номер ЭБУ, вторая колонка – марка «мозгов», версия прошивки, норма токсичности, отличительные особенности .

    2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо (резистор), 1-я сер. версия
    2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 2-я сер. версия
    2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 3-я сер. версия
    2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 4-я сер. версия
    2111-1411020-20 GM,GM EFI-4 ,2111,с дк, США-83
    2111-1411020-21 GM, GM EFI-4, 2111, с дк, ЕВРО-2
    2111-1411020-10 GM,GM EFI-4 2111,с дк
    2111-1411020-20 ч GM, рсо

    Ваз 2113-2115 с 2003г. оснащаются следующими типами ЭБУ:

    «Январь 5.1.х»

    Различаются следующие виды аппаратной реализации:

    • одновременный впрыск;
    • попарно — параллельный впрыск;
    • фазированный впрыск.

    Взаимозаменяема с «VS (Ителма) 5.1», «Bosch M1.5.4»

    2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
    2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
    2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
    2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
    2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
    2111-1411020-72 Ителма,без дк,со
    2111-1411020-72 Ителма,без дк,со
    2111-1411020-72 Ителма,без дк,со
    2111-1411020-72 Ителма,без дк,со

    «Bosch M1.5.4»

    Различаются следующие виды аппаратной реализации:

    • одновременный впрыск;
    • попарно — параллельный впрыск;
    • фазированный впрыск.

    Взаимозаменяема с «VS 5.1», «Январь 5.1.х».

    2111-1411020 без дк, рсо
    2111-1411020 без дк, со (регулируется СО сканером)
    2111-1411020-70 BOSCH, без дк,со
    2111-1411020-70 BOSCH, без дк,со

    «Bosch MP7.0»

    Как правило данный тип контролёра выпускается на рынок, на заводе устанавливается в единичном объёме. Имеет стандартный 55-ти контактный разъём. Способен работать с перекроссировкой на других типах ЭСУД.

    «Bosch M7.9.7»

    Данные мозги начали входить в состав автомобиля с конца 2003г. Данный контролёр имеет собственный разъём, несовместимый с разъёмами, выпускавшимися до этой модели. Данный тип ЭБУ ставится на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-2 и ЕВРО-3. Данный ЭСУД имеет более лёгкий вес и меньшие габариты, чем предыдущие модели. Так же имеется более надёжный разъём с повышенной надежностью. Имеют в своём составе коммутатор, что в целом повысит надёжность контролёра.

    Данный ЭБУ никак не совместим с предыдущими контролёрами.

    «VS 5.1»

    Различаются следующие виды аппаратной реализации:

    • одновременный впрыск;
    • попарно — параллельный впрыск;
    • фазированный впрыск.

    «VS 5.1» взаимозаменяема с «Bosch M1.5.4», «Январь 5.1.х».

    «Январь 7.2.»

    Данный вид ЭБУ выполнен на другой вид проводки (81 контактный) и аналогичен Бошевским 7.9.7+. Данный вид ЭБУ выпускается как на производстве Ителмы, так и на Автэл. Взаимозаменяемы с Бош M.7.9.7. Что касается программного обеспечения, то 7.2 является продолжением 5-го Января.

    В данной таблицы представлены вариации ЭБУ BOSCH, 7.9.7, Январь 7,2, Ителма, устанавливаемых исключительно на ВАЗ 2109-2115 с двигателем 1,5л 8кл.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: